Сутры
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
- Когда человек утвердился в ненасилии (ахимсе), враждебность ослабевает в его присутствии.
- Когда человек утвердился в правдивости, последствия его поступков подвластны ему.
- Все сокровища приходят к тому, кто утвердился в честности.
- К тому, кто утвердился в брахмачарье, приходит сила.
- Тот, кто утвердился в необладании собственностью, приобретает знание о том, каковы были и будут перерождения.
- За очищением следует выход из тела, а так же прекращение контактов с другими.
- Результатом удовлетворения являются чистота ума, однонаправленность, контроль чувств и способность видения Атмана.
- Высшее счастье достигается через удовлетворение (сантоша).
- Посредством тапаса (очистительных действий), вследствие устранения нечистоты возрастают силы в теле и чувствах.
- Благодаря изучению возникают общность с Богом, проявляющегося в той форме, которая вам больше подходит.
- Самадхи (осознание) можно достичь, если сделать Господа целью всех действий.
- Асана, поза, должна быть устойчивой и удобной.
- Это достигается ослаблением усилий и размышлением о Бесконечном.
- После этого уже не тревожат двойственности.
- Когда это осуществлено, следует пранаяма (регулирование вдоха и выдоха).
- Пранаяма бывает внешняя, внутренняя, неподвижная, регулируется пространством, временем и числом и становится долгой или короткой.
- Пранаяма выходящая за пределы сферы внешнего и внутреннего, есть четвертая.
- Таким образом, ум становится пригодным для дхараны (сосредоточения).
- Таким образом уничтожается то влияние тела на ум, которое закрывает свет.
- Отключение (пратьяхара) есть то, благодаря чему чувства не входят в контакт со своими объектами, но следуют природе ума.
- Это ведет к полному господству над чувствами (индриями).
3. Вибхутипада, или о совершенных способностях.
- Концентрация (дхарана) есть фиксация сознания на определенное.
- Медитация (дхьяна) есть поток, сфокусированный на одно.
- Эта же медитация, когда присутствует лишь сознание объекта медитации, но не ума, есть самадхи (осознание).
- Три вместе (дхарана, дхьяна и самадхи) составляют самьяму (самоконтроль).
- После овладения этим (самоконтролем) приходит (праджна (свет мудрости).
- Приложения самоконтроля (самьямы) различны на различных стадиях.
- Триада (сосредоточение, медитация и самадхи) - внутренние средства и более действенны в отличие от предшествующих пяти (ненасилие, правдивость, неприсвоение чужого, безбрачие и непринятие даров).
- Но даже они внешние (относительно) самадхи без семени (нирбиджа).
- Аспект поглощения есть соединение ума с моментом поглощения (ниродха), когда исходящий и поглощающий аспекты исчезают и появляются соответственно.
- От очищения (самскары) исходит его успокоительный поток.
- Созерцательная трансформация (самадхи) есть возникновение и разрушение разнонаправленности, так как и однонапрпвленности.
- Затем снова появляется ментальная разновидность однонаправленности, когда исчезновение и появление объекта мысли в точности похожи.
- Этим описываются изменения первичных признаков (дхарм), свойств и видоизменений состояний объектов и ощущений.
- Объект есть то, что сохраняет скрытые, возникающие или еще неназванные признаки (дхармы).
- Перемена, вызванная последовательностью, есть причина смены видоизменения (паринамы).
- Посредством самьямы над троичным изменением (состоянием, признаком и свойством) приходит знание (джнана) о прошлом и будущем.
- Слово, предмет и идея проявляются как одно (самскара) и ошибочно смешиваются. Путем самоконтроля над их различиями приходит знание смысла звуков, издаваемых всеми существами.
- Восприятие ощущений (самскар) дает знание предшествующих рождений.
- Самьямой достигается знание других умов.
- Посредством самьямы над формой тела и отключения восприимчивости, когда сияние (пракаша) не достигает глаз, происходит исчезновение йога.
- Существует карма двух видов: деятельная и пассивная. Путем самьямы, а также через знамения, достижимо знание времени смерти.
- Путем самьямы над дружелюбием приходит сила.
- Осуществлением самьямы над силами можно приобрести силу слона и т. п.
- Знание тонкого, скрытого и удаленного достигается созерцанием надфизических способностей (правритти).
- Путем осуществления самьямы над Солнцем приходит знание сфер.
- Над Луной - достигается знание звездных сфер.
- Над Полярной звездой - приходит знание движения звезд.
- Над пупочным центром - достигается знание устройства тела.
- Над точкой основания горла - происходит подчинение (нивритти) голода и жажды.
- Над бронхами - достигается стойкость (стхайрьям).
- Над светом (джойти) в голове дает видение совершенных существ.
- Интуиция (пратибха) дает знание всего.
- Над сердцем - дает знание ума (читты).
- Опыт проистекает из невозможности различать свойства саттвы и пуруши, хотя они и различны между собой. Посредством самьямы приходит истинное знание самого пуруши.
- Отсюда идет интуитивное восприятие объектов слуха, осязания, зрения, обоняния и ощущения.
- Это является препятствием для самадхи, но представляет совершенство уму, направленному во вне.
- Ум может входить в другое тело, когда ослабевают причины закрепощения и имеется знание процесса вхождения.
- Посредством самьямы над дыханием удана можно достичь левитации и неприкосновения с водой, трясиной, шипами и т. д.
- Самьямой над дыханием самана можно усилить внутренний огонь тети.
- Посредством самьямы над отношениями между акашей и способностью слышать развивается высшая способность слышать.
- Посредством самьямы над связью тела и акаши и размышления о легкости хлопка можно обрести способность проходить сквозь акашу (пространство).
- Действительный выход из тела, действия за пределами тела составляют великое надтелесное (махи-видеха). Этим уничтожается покров над сиянием.
- Посредством самьямы достигается впасть над пятью элементами в их грубом состоянии, тонком, всепроникающем и приносящем пользу состояниями.
- Самьямой достигается способность уменьшаться до размера атома и другие сипы, а также совершенство тела и непротивление дхарме.
- Совершенство тела (кайя) состоит в красоте, грации, сипе и алмазной твердости.
- С осуществлением самьямы над действиями, истинной формой, эгоизмом и назначением приходит владение чувствами.
- Так приобретается быстрота, как у мысли, независимость от органов восприятия и господство над первичной материей.
- К тому, кто распознал различие между саттвой и пурушей, приходит всемогущество и всезнание.
- Даже после уничтожения семени зависимости путем уничтожения желаний приходит абсолютная независимость (кайвапья).
- Пусть от общения с божествами высших сфер не возникает гордости и самодовольства, ибо все еще сохраняется возможность соприкосновения с нежелательным.
- Посредством самьямы над моментами времени и их последовательностью достигается мудрость, рожденная различением (вивекой).
- Вивека дает возможность познать различие между двумя сходными вещами, когда между ними нет различия в классе, признаке или положении.
- Таракам (интуиция), которая есть полное различающее знание, относящееся ко всем предметам и всем временам, не имеет последствий.
- Кайвалья (освобождение) достигается, когда есть равенство чистоты между Пурушей и саттвой (духом и умом).
4. Кайвальяпада, или об Освобождении.
- Сверхъестественные силы возникают от рождения, а также зельями, мантрами, подвижничеством и самадхи.
- Переход в другое жизненное состояние совершается потоком пракрити (природной созидательной силы).
- Созидательное начало (пракрити), не приходит в движение по случайной причине, но путем удаления препятствий, как в случае с землепашцем.
- Сотворенные умы возникают только из эгоизма.
- Там, где есть разница интересов, один ум управляет многими умами.
- Из них ум, рожденный медитацией (дхьяной), свободен от впечатлений.
- Карма йогина не является хорошей или плохой. Что касается других, существует три рода кармы.
- Из этих трех происходит развитие васан (склонностей и инстинктов), которые и вызывают появление результатов карм.
- Благодаря памяти и впечатлениям (самскарам), существует связь причины и следствия несмотря на разделение, обусловленное пространством, временем и родом.
- Они (самскары) не имеют начала, ибо желание жить - вечно.
- Удерживаемые вместе причиной и следствием, средой и предметом, они (васаны) исчезают с их исчезновением.
- Прошлое и будущее существует в сварупе (истинной природе), есть лишь разница в состоянии свойств.
- Они (состояния свойств), проявляющиеся или нет, имеют природу качеств (гун).
- Вещи реальны вследствие единства внутри модификации (паринамы).
- Даже если внешний объект тот же самый, есть разница познания по отношению к объекту вследствие разницы в состоянии ума (читты).
- И если объект, зависящий от одного - единственного ума, не познан этим умом, будет ли он тогда существовать?
- Объект узнается или не узнается умом (читтой) в зависимости от того, окрашен ум этим объектом или нет.
- Изменения читты (сознания) всегда известны по причине неизменности ее владыки, Пуруши.
- Читта (сознание) не обладает собственным светом, как это может быть узнано (через посредство Пуруши).
- Для него (ума) невозможно быть одновременно и познающим, и познаваемым.
- В случае познания одного ума другим, нам придется допустить познание познания, и произойдет смешение воспоминаний.
- Сознание познает свой высший ум (буддхи), когда он в той форме, которая не переходит с места на место.
- Ум, окрашенный познающим (Пурушей) и познаваемым, способен постигать все вещи.
- Несмотря на то, что ум испещрен бесчисленными впечатлениями (васанами), он действует для другого, ибо действует во взаимосвязи.
- У того, кто увидел различие, больше не вызывает сомнение природа Атмана.
- Тогда ум начинает различать и тяготеет к кайвалье (освобождению).
- В промежутках возникают мысли из самскар (ментальных впечатлений).
- Устранение самскар похоже на устранение причин несчастий (клеш), что описано выше.
- Для неинтересующегося даже высшим познанием в качестве награды за его различительное распознавание приходит самадхи, называемое "Облако Добродетели".
- Из этого следует свобода от кармы и причин несчастий.
- Вследствие устранения всех неясностей то, что может быть познано (умом), есть лишь малая часть в сравнении с бесконечностью знания.
- Три гуны (качества) выполняют задачу, процесс изменения приходит к концу.
- Последовательность есть то, что соответствует моментам и делается постижимым в конце последней трансформации (гун).
- Кайвалья, абсолютная свобода, наступает тогда, когда качества, лишенные значения для Пуруши, становятся латентными, скрытыми, или сила сознания утверждается в своей собственной природе.