16x9


Сутры


Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51 

  • Когда человек утвердился в ненасилии (ахимсе), враждебность ослабевает в его присутствии.
  • Когда человек утвердился в правдивости, последствия его поступков подвластны ему.
  • Все сокровища приходят к тому, кто утвердился в честности.
  • К тому, кто утвердился в брахмачарье, приходит сила.
  • Тот, кто утвердился в необладании собственностью, приобретает знание о том, каковы были и будут перерождения.
  • За очищением следует выход из тела, а так же прекращение контактов с другими.
  • Результатом удовлетворения являются чистота ума, однонаправленность, контроль чувств и способность видения Атмана.
  • Высшее счастье достигается через удовлетворение (сантоша).
  • Посредством тапаса (очистительных действий), вследствие устранения нечистоты возрастают силы в теле и чувствах.
  • Благодаря изучению возникают общность с Богом, проявляющегося в той форме, которая вам больше подходит.
  • Самадхи (осознание) можно достичь, если сделать Господа целью всех действий.
  • Асана, поза, должна быть устойчивой и удобной.
  • Это достигается ослаблением усилий и размышлением о Бесконечном.
  • После этого уже не тревожат двойственности.
  • Когда это осуществлено, следует пранаяма (регулирование вдоха и выдоха).
  • Пранаяма бывает внешняя, внутренняя, неподвижная, регулируется пространством, временем и числом и становится долгой или короткой.
  • Пранаяма выходящая за пределы сферы внешнего и внутреннего, есть четвертая.
  • Таким образом, ум становится пригодным для дхараны (сосредоточения).
  • Таким образом уничтожается то влияние тела на ум, которое закрывает свет.
  • Отключение (пратьяхара) есть то, благодаря чему чувства не входят в контакт со своими объектами, но следуют природе ума.
  • Это ведет к полному господству над чувствами (индриями).

3. Вибхутипада, или о совершенных способностях.

  • Концентрация (дхарана) есть фиксация сознания на определенное.
  • Медитация (дхьяна) есть поток, сфокусированный на одно.
  • Эта же медитация, когда присутствует лишь сознание объекта медитации, но не ума, есть самадхи (осознание).
  • Три вместе (дхарана, дхьяна и самадхи) составляют самьяму (самоконтроль).
  • После овладения этим (самоконтролем) приходит (праджна (свет мудрости).
  • Приложения самоконтроля (самьямы) различны на различных стадиях.
  • Триада (сосредоточение, медитация и самадхи) - внутренние средства и более действенны в отличие от предшествующих пяти (ненасилие, правдивость, неприсвоение чужого, безбрачие и непринятие даров).
  • Но даже они внешние (относительно) самадхи без семени (нирбиджа).
  • Аспект поглощения есть соединение ума с моментом поглощения (ниродха), когда исходящий и поглощающий аспекты исчезают и появляются соответственно.
  • От очищения (самскары) исходит его успокоительный поток.
  • Созерцательная трансформация (самадхи) есть возникновение и разрушение разнонаправленности, так как и однонапрпвленности.
  • Затем снова появляется ментальная разновидность однонаправленности, когда исчезновение и появление объекта мысли в точности похожи.
  • Этим описываются изменения первичных признаков (дхарм), свойств и видоизменений состояний объектов и ощущений.
  • Объект есть то, что сохраняет скрытые, возникающие или еще неназванные признаки (дхармы).
  • Перемена, вызванная последовательностью, есть причина смены видоизменения (паринамы).
  • Посредством самьямы над троичным изменением (состоянием, признаком и свойством) приходит знание (джнана) о прошлом и будущем.
  • Слово, предмет и идея проявляются как одно (самскара) и ошибочно смешиваются. Путем самоконтроля над их различиями приходит знание смысла звуков, издаваемых всеми существами.
  • Восприятие ощущений (самскар) дает знание предшествующих рождений.
  • Самьямой достигается знание других умов.
  • Посредством самьямы над формой тела и отключения восприимчивости, когда сияние (пракаша) не достигает глаз, происходит исчезновение йога.
  • Существует карма двух видов: деятельная и пассивная. Путем самьямы, а также через знамения, достижимо знание времени смерти.
  • Путем самьямы над дружелюбием приходит сила.
  • Осуществлением самьямы над силами можно приобрести силу слона и т. п.
  • Знание тонкого, скрытого и удаленного достигается созерцанием надфизических способностей (правритти).
  • Путем осуществления самьямы над Солнцем приходит знание сфер.
  • Над Луной - достигается знание звездных сфер.
  • Над Полярной звездой - приходит знание движения звезд.
  • Над пупочным центром - достигается знание устройства тела.
  • Над точкой основания горла - происходит подчинение (нивритти) голода и жажды.
  • Над бронхами - достигается стойкость (стхайрьям).
  • Над светом (джойти) в голове дает видение совершенных существ.
  • Интуиция (пратибха) дает знание всего.
  • Над сердцем - дает знание ума (читты).
  • Опыт проистекает из невозможности различать свойства саттвы и пуруши, хотя они и различны между собой. Посредством самьямы приходит истинное знание самого пуруши.
  • Отсюда идет интуитивное восприятие объектов слуха, осязания, зрения, обоняния и ощущения.
  • Это является препятствием для самадхи, но представляет совершенство уму, направленному во вне.
  • Ум может входить в другое тело, когда ослабевают причины закрепощения и имеется знание процесса вхождения.
  • Посредством самьямы над дыханием удана можно достичь левитации и неприкосновения с водой, трясиной, шипами и т. д.
  • Самьямой над дыханием самана можно усилить внутренний огонь тети.
  • Посредством самьямы над отношениями между акашей и способностью слышать развивается высшая способность слышать.
  • Посредством самьямы над связью тела и акаши и размышления о легкости хлопка можно обрести способность проходить сквозь акашу (пространство).
  • Действительный выход из тела, действия за пределами тела составляют великое надтелесное (махи-видеха). Этим уничтожается покров над сиянием.
  • Посредством самьямы достигается впасть над пятью элементами в их грубом состоянии, тонком, всепроникающем и приносящем пользу состояниями.
  • Самьямой достигается способность уменьшаться до размера атома и другие сипы, а также совершенство тела и непротивление дхарме.
  • Совершенство тела (кайя) состоит в красоте, грации, сипе и алмазной твердости.
  • С осуществлением самьямы над действиями, истинной формой, эгоизмом и назначением приходит владение чувствами.
  • Так приобретается быстрота, как у мысли, независимость от органов восприятия и господство над первичной материей.
  • К тому, кто распознал различие между саттвой и пурушей, приходит всемогущество и всезнание.
  • Даже после уничтожения семени зависимости путем уничтожения желаний приходит абсолютная независимость (кайвапья).
  • Пусть от общения с божествами высших сфер не возникает гордости и самодовольства, ибо все еще сохраняется возможность соприкосновения с нежелательным.
  • Посредством самьямы над моментами времени и их последовательностью достигается мудрость, рожденная различением (вивекой).
  • Вивека дает возможность познать различие между двумя сходными вещами, когда между ними нет различия в классе, признаке или положении.
  • Таракам (интуиция), которая есть полное различающее знание, относящееся ко всем предметам и всем временам, не имеет последствий.
  • Кайвалья (освобождение) достигается, когда есть равенство чистоты между Пурушей и саттвой (духом и умом).

4. Кайвальяпада, или об Освобождении.

  • Сверхъестественные силы возникают от рождения, а также зельями, мантрами, подвижничеством и самадхи.
  • Переход в другое жизненное состояние совершается потоком пракрити (природной созидательной силы).
  • Созидательное начало (пракрити), не приходит в движение по случайной причине, но путем удаления препятствий, как в случае с землепашцем.
  • Сотворенные умы возникают только из эгоизма.
  • Там, где есть разница интересов, один ум управляет многими умами.
  • Из них ум, рожденный медитацией (дхьяной), свободен от впечатлений.
  • Карма йогина не является хорошей или плохой. Что касается других, существует три рода кармы.
  • Из этих трех происходит развитие васан (склонностей и инстинктов), которые и вызывают появление результатов карм.
  • Благодаря памяти и впечатлениям (самскарам), существует связь причины и следствия несмотря на разделение, обусловленное пространством, временем и родом.
  • Они (самскары) не имеют начала, ибо желание жить - вечно.
  • Удерживаемые вместе причиной и следствием, средой и предметом, они (васаны) исчезают с их исчезновением.
  • Прошлое и будущее существует в сварупе (истинной природе), есть лишь разница в состоянии свойств.
  • Они (состояния свойств), проявляющиеся или нет, имеют природу качеств (гун).
  • Вещи реальны вследствие единства внутри модификации (паринамы).
  • Даже если внешний объект тот же самый, есть разница познания по отношению к объекту вследствие разницы в состоянии ума (читты).
  • И если объект, зависящий от одного - единственного ума, не познан этим умом, будет ли он тогда существовать?
  • Объект узнается или не узнается умом (читтой) в зависимости от того, окрашен ум этим объектом или нет.
  • Изменения читты (сознания) всегда известны по причине неизменности ее владыки, Пуруши.
  • Читта (сознание) не обладает собственным светом, как это может быть узнано (через посредство Пуруши).
  • Для него (ума) невозможно быть одновременно и познающим, и познаваемым.
  • В случае познания одного ума другим, нам придется допустить познание познания, и произойдет смешение воспоминаний.
  • Сознание познает свой высший ум (буддхи), когда он в той форме, которая не переходит с места на место.
  • Ум, окрашенный познающим (Пурушей) и познаваемым, способен постигать все вещи.
  • Несмотря на то, что ум испещрен бесчисленными впечатлениями (васанами), он действует для другого, ибо действует во взаимосвязи.
  • У того, кто увидел различие, больше не вызывает сомнение природа Атмана.
  • Тогда ум начинает различать и тяготеет к кайвалье (освобождению).
  • В промежутках возникают мысли из самскар (ментальных впечатлений).
  • Устранение самскар похоже на устранение причин несчастий (клеш), что описано выше.
  • Для неинтересующегося даже высшим познанием в качестве награды за его различительное распознавание приходит самадхи, называемое "Облако Добродетели".
  • Из этого следует свобода от кармы и причин несчастий.
  • Вследствие устранения всех неясностей то, что может быть познано (умом), есть лишь малая часть в сравнении с бесконечностью знания.
  • Три гуны (качества) выполняют задачу, процесс изменения приходит к концу.
  • Последовательность есть то, что соответствует моментам и делается постижимым в конце последней трансформации (гун).
  • Кайвалья, абсолютная свобода, наступает тогда, когда качества, лишенные значения для Пуруши, становятся латентными, скрытыми, или сила сознания утверждается в своей собственной природе.

Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51