Сутры
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51
Йога-сутра шримад патанджали
- Самадхипада, или о созерцании.
- Ом! Вот наставления науки Йоги.
- Йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму.
- Затем, когда вритти обузданы, наблюдатель сосредотачивается на своей собственной природе.
- Иначе она имеет ту же форму, что и вритти (волнения).
- Волнения (вритти) пятеричны, как болезненные, так и безболезненные.
- Это - истинное знание (прамана), ложное знание, воображение, сон и память.
- Истинное знание - это умозаключение, авторитетное свидетельство и непосредственное восприятие.
- Ложное знание - это подделка, иллюзия (митхья), ошибочное убеждение или мнение.
- Воображение - плод словесного знания лишенного субстанции.
- Сон - деятельность сознания, лишенного объективного начала.
- Память - сохранение прошлого опыта.
- Все эти пять сдерживаются практикой и бесстрастием.
- Практика (абхьяса) - усилие, необходимое для успокоения ума.
- Эта практика станет успешной при постоянной почтительной преданности, непрерывной в течении длительного времени.
- Бесстрастие - это сознание в котором господствует отсутствие жажды вещей, как видимых, так и описанных в священных текстах.
- Это высшее (отсутствие желаний) отмечено безразличием ко всем гунам (качествам) вследствие знания Пуруши.
- Познавательная медитация (вичара) сопровождается размышлением, различением, радостью и ощущением "я есмь".
- Существует и другая медитация, достигаемая практикой остановки мысли, что бы оставались только самскары (впечатления ума).
- Для созданий, не имеющих формы и тех, которые погружены в лайю (природу цельную), мир является причиной.
- Для других этому предшествует вера, энергичность, память, самадхи и различение.
- Самадхи наиболее близкое тем, чье желание наиболее горячо.
- В дальнейшем появляются различия (в выборе используемых средств) - мягких, умеренных или интенсивных.
- Или благодаря преданности Ишваре (Всевышнему Господу).
- Ишвара - особенный Пуруша, которого не затрагивают несчастья, впечатления, действия и их результаты.
- В нем (Ишваре) - непревзойденное семя всеведения.
- Не будучи ограниченным во времени, Он (Ишвара) является учителем даже древних.
- Его (вербальное) выражение - священный слог Ом.
- Повторение Ом должно делаться с пониманием его значения.
- Этим путем можно обрести самосозерцание и добиться избавление от препятствий.
- Слабость, инертность, сомнения, отсутствие энтузиазма, лень, чувственность, блуждание ума, непостоянство - эти состояния читты (ума) являются препятствиями.
- Боль, отчаяние, нервозность и беспорядочные вдохи и выдохи сосуществуют с этими препятствиями.
- Чтобы преодолеть препятствия, надо постоянно практиковать (созерцание) на Единую Истину.
- Воспитывая в себе дружеское отношение к счастливым и сочувствие к несчастным, радость к добродетели и безразличие к пороку, читта (ум) становится чистым.
- По вашему выбору равновесие ума можно приобрести даже путем выдоха и задержки праны (дыхания).
- Либо умственное спокойствие вызывается деятельность высших чувств.
- Либо созерцанием беспечального света (джйоти).
- Либо ум выбирает в качестве объекта для концентрации тех, кто не имеет желаний, или рага.
- Либо в зависимости от знания снов и сновидений.
- Либо, пожеланию, посредством медитации (дхьяны).
- Он (йог) владычествует над силами, простирающимися от мельчайшего атома до величайшей беспредельности.
- Когда волнение ума находится под контролем, ум становится подобным прозрачному кристаллу и обретает способность принимать форму либо познающего, либо акта познания, либо объекта познания.
- Споры и аргументация возникают, когда ошибочно смешиваются между собой слово, его правильное значение и знание.
- Когда память очищена, и ум сияет, как единственный объект, это называют состоянием вне слов и аргументов.
- Таким образом описываются медитация и сверхмедитация (нирвикара), имеющая своим объектом тонкое.
- Область тонкого завершается чистой материей, не имеющей отличительных черт, или линги.
- Они составляют медитацию с семенем (самадхи).
- После достижения чистоты сверхмедитативного состояния остается чистый поток Адхиашы (духовного сознания).
- В этом состоит дар высшей мудрости (праджаны)
- Праджана (мудрость), достигаемая в высших состояниях сознания, отличается от той, которую достигают путем достижений и доказательств, относящихся к частному.
- Это ментальное впечатление (самскара) стоит на пути других впечатлений.
- Подавление даже этого посредством подавления всех состояний ума достигается самадхи без семени.
2. Садханапада, или о духавном ученичестве.
- Аскетизм, изучение священных текстов и посвящение поступков Ишваре составляют йоговскую дисциплину.
- Йоговская дисциплина практикуется с целью достижения самадхи и устранения причин страданий (клеши).
- Пять причин страданий - это невежество, эгоизм, привязанность, отвращение, и желание жизни.
- Невежество (авидья) - питательная среда для всех других - спящих или ослабленных, чередующихся или действующих в полную силу.
- Невежество (авидья) - это принятие невечного, нечистого, злого, не-Атмана, за вечное, чистое, доброе, Атман. 6. Эгоизм есть отождествление способности познания с инструментом познания.
- Привязанность (рага) - это влечение к тому, что приносит удовольствие.
- Отвращение - это стремление избежать то, что приносит несчастье.
- Бесконечная жажда жизни обладает такой силой, что усваивается даже мудрыми.
- Эти тонкие (причины страданий) должны быть устранены путем развития их противоположностей.
- Активные (причины страданий) должны быть уничтожены медитацией.
- Последствия поступков (кармы) коренятся в этих причинах страданий и должны быть изжиты в нынешнем и будущем рождениях.
- Пока существует корень (в форме кармы), он приносит плоды в виде рождения, жизни и опыта.
- Они (рождение, жизнь и опыт) имеют своим плодом наслаждение или боль в соответствии с тем, что было причиной - добродетель или порок.
- Для мудреца все является несчастьем вследствие страдания, вызываемого изменениями, тревогами и самскарами (вызванными качествами природы, гунами).
- Избегайте того горя, которое еще не пришло.
- Причиной горя, которого можно избежать, является соединение внешнего мира с миром невидимым, зрящего со зримым.
- Видимый объективный мир состоит из элементов и чувств, имеет природу познания, действия и покоя и служит целям опыта и осознания (освобождения).
- Ступени гун обособлены и не обособлены, разделены и не разделены.
- Видящий (Пуруша) есть только сознание зрения, которое, хотя и является чистым, видит посредством изменений разума.
- Само существование видимого - ради видящего.
- Хотя это (пракрити) уничтожается для того, кто достиг цели, оно не уничтожается полностью в виду того, что присуще другим.
- Связь видящего с видимым - основа для познания природы видимых вещей и природы Видящего.
- Причиной этого является неведение (авидья).
- Кайвалья, освобождение видящего есть результат разделения видящего и видимого в следствие устранения неведения.
- Постоянная практика различения (вивека) есть средство достижения свободы.
- Его постоянная мудрость праджна семерична на заключительной стадии.
- При устранении нечистоты путем неустанной практики ступеней йоги свет мудрости (джнаны) ведет к познанию различения (вивеки).
- Яма (самоконтроль), нияма (строгое соблюдение требований), асаны (йогические позы), пранаяма (регулирование дыхания), пратьяхара (регулирование и отвлечение органов чувств), дхарана (концентрация внимания), дхьяна (созерцание), самадхи (осознанное сосредоточение) - все это восемь средств йоги.
- Яма (самоконтроль и сдержанность) включает в себя ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (неприсвоение чужого), брахмачарья (безбрачие и целомудрие), и апариграха (непринятие даров).
- Эти пять обетов, неограниченных положением человека, местом, временем или обстоятельствами, образуют великий обет (махавратам).
- Нияма (или соблюдение требований) - это чистоплотность, удовлетворенность, аскетичность, изучение писаний и стойкая преданность Ишваре.
- Когда неподобающие мысли тревожат ум надо сосредотачиваться на том, что противоположно им (пратипакша-бхавана).
- Поскольку неподобающие мысли и чувства, так же как и насилие, когда исполняются, подготавливаются или обдумываются, когда проявляются в желании, страхе или обмане, будь то в мягкой, умеренной или сильной форме, имеют результатом бесконечную боль и несчастье, следует размышлять над тем, что противоположно.