16x9

Мировые религии

История Синтоизма

Страницы: 1  2


История Синтоизма

   В V-VI вв. начинает формироваться династийный синто. Императорский двор стал руководить деятельностью главных синтоистских храмов и наиболее важные обряды соверашл сам император, объявленный в VII в. верховным жрецом синто. Император и члены императорской семьи и сейчас являются верховными жрецами главного синтоистского храма Исэ-дзингу, посвященного богине Аматэрасу. Поклонение общим и местным божествам совершается на уровне храмового синто, доступного широким массам. Синтоистская служба включает четыре главных обряда: очищение (хараи) - омовение водой рта и рук, совершаемое перед входом в храм; жертвоприношение (синсэй) - подношение божеству пищи и священного вина (сакэ), которое свещеннослужители совершают во время службы; краткая молитва (норито), начало и завершение которой сопровождается хлопком в ладоши; и наораи - общая трапеза, которую устраивают в дни праздников после завершения службы в храме. Поклонение родовым божествам совершается в форме домашнего синто, перед семейным алтарем, который есть в каждом доме. Родовых божеств гораздо больше, чес всех остальных - они есть у каждой семьи и каждого рода.

   Начиная с VI в. в Японии получает распространение буддизм, который проникает сюда из Кореи и Китая. Постепенно буддизм ликвидировал монопольное положение синто и начал играть ведущую роль в религиозной жизни страны. В результате японцы стали одновременно исповедовать две религии - буддизм и синтоизм (рёбусинто), и эта традиция сохраняется и до сих пор. Например, браки, рождение ребенка и местные праздники обычно отмечаются в синтоистском храме, а поминально-заупокойные обряды совершаются по правилам буддизма. Нередко синтоистские храмы соседствуют с буддийскими, образуя единый духовный центр, однако смешанное исповедание этих двух религий распространяется исключительно на мирян - буддийское и синтоистское духовенство строго придерживается только одной традиции.

   В ХVII-ХVIII вв. в Японии активизировала свою деятельность "историческая школа", которая поставила задачу укрепить синто и возродить культ и полноту власти императора. После революции 1867-1868 гг., когда была свергнута власть сёгуната, синтоизм, наряду с буддизмом, вновь стал пользовался особым покровительством императора и правительства. В 1868 г. был издан "Указ о единстве религиозного обряда и управления государственными делами", а также создано "Управление по делам небесных и земных богов". Всем школьникам и служащим государственных учреждений было вменено в обязанность регулярно посещать синтоистские и буддийские храмы.    В период Второй мировой войны 1939-1945 гг. японская военщина объявила японцев "нацией богов" и широко использовала синто для разжигания шовинистических и милитаристских настроений и насаждало народу беспрекословное подчинение императору и всем, кто выступает от его имени. Поражение Японии в войне резко подорвало авторитет синтоизма. В декабре 1945 г. все синтоистские учреждения были отделены от государства, духовенство лишено государственного статуса, а часть синтоистской литературы была даже запрещена. 1 января 1946 г. японский император Хирохито публично отрекся от своего "божественного" происхождения.

   Начиная с 60-х гг. ХХ в. синтоизм начал постепенно восстанавливать свое влияние и несколько модернизировал свое учение. В 1966 г. правительство Японии восстановило в качестве национального праздника прежний "День основания империи" (кигэнсэцу), посвященный восшествию на престол легендарного императора Дзимму-тэнно. Демократическая общественность страны выступает против попыток определенных кругов вновь использовать синтоизм для разжигания национализма, и особенно осуждает ежегодное посещение официальными лицами государства храма Ясукуни-дзиндзя, построенного в память военных- участников Второй мировой войны, многие из которых были осуждены за совершение тяжких военных преступлений.

   И все же особенности синтоизма и национального мировоззрения японского народа позволили ему не один раз выстоять в жестокой борьбе или конкуренции с более сильным противником и достичь больших успехов в развитии экономики и культуры. Характерными внешними качествми, по которым всегда можно отличить японца, являются трудолюбие, настойчивость и жизненный оптимизм. Внутри общества японцев отличает высокая дисциплина, послушание и уважение к старшим. На формирование этих ценных для человека качеств прежде всего оказала влияние традиционная религия японцев.

Автор: Avatara Автор

Страницы: 1  2