16x9

Мировые религии

Синтоизм

Страницы: 1  2


Синтоизм

   Синтоизм (в переводе с японского - путь богов) - исконная религия японцев, которая исповедуется ими наряду с буддизмом. В основе синтоизма лежат два культа: культ обожествления предков и культ одухотворения природы. По учению синто, человек ведет свое происхождение от одного из бесчисленных духов или богов (ками). Поэтому каждый человек обязан прежде всего почитать своего духа-первопредка (удзигами), который хранит человека и обеспечивает ему благополучие. После смерти человека его душа либо сливается с духом-первопредком, либо, при определенных обстоятельствах, способна и сама стать ками. В свою очередь, ками обладает способностью воплощаться в свое изображение, в любой священный предмет или даже в дощечку с надписью его имени. Как правило, такое изображение или предмет (синтай) и становится видимым объектом поклонения.

   Пантеон синтоистских божеств формировался параллельно с процессом расслоения общества и появления в нем класса аристократии, поэтому место, которое заняло в сложившейся иерархии то или иное божество, определялось не столько его функциями, сколько могуществом рода, который ему поклонялся. Все знатные японские роды вели свое происхождение или от "небесных божеств", или от "внуков небесных божеств", или от "земных божеств". Род, основавший императорскую династию, вел свое происхождение от богини Солнца Аматэрасу о-миками (яп. "великая богиня, сияющая на небе"), которая и возглавила синтоистский пантеон, а культ императора как прямого потомка верховного божества приобрел в синтоизме особое значение.

   Кроме родовых божеств японцы почитают ландшафтных богов: каждая гора, река и лес имеют своего бога или духа-хранителя. Поклонения этим божествам и празднества в их честь как правило устраиваются до или после проведения сезонных полевых работ. Эти божества не образуют последовательной иерархической системы, но в каждом районе есть свое наиболее почитаемое божество. Особую группу составляют божества смешанного синто-буддийского пантеона, такие, как "семь богов счастья" (ситифукудзин), почитание которых получило весьма широкое распростронение. Мифология и учение синтоизма изложено в летописях "Кодзики" ("Записи о деяниях древности") и "Нихон сёки" ("Анналы Японии"), которые были составлены в VII-VIII вв.

   Согласно "Кодзики", вначале существовали Небо и Земля; затем появились семь одиночных божеств и вслед за ними - пять божеств, имеющих пары. Последняя пара божеств - Идзананаги и Идзанами - сыграла основную роль в обустройстве земли, которая до появления этих божеств была жидкой и подобно жиру плавала по поверхности вод океана. Боги поручили Идзанаги и Идзанами обратить землю в твердь, что они и исполнили, возмущая воды океана огромным копьем. Капли воды, упавшие с наконечника копья, образовали первый остров. Затем, заключив брак, Идзанаги и Идзанами породили японские острова и множество богов-духов (ками), которые заселили эти острова и стали хозяевами всего, что на них находилось: гор, рек, деревьев, равнин, лесов и даже тумана в горных ущельях. Все божества теперь разделились на "небесных" и "земных". Старшая дочь Идзанаги, богиня Солнца Аматэрасу о-миками, получает во владение "равнину высокого неба" и становится верховной правительницей "небесных" богов.

   Вторым кульминационным моментом мифологии синтоизма является повествование о нисхождении на землю прямых потомков богини Аматэрасу и об установлении их власти над Японией. "Кодзики" повествует о том, что бог изобилия Ниниги получил от Аматэрасу символы священой власти - яшмовое ожерелье, зеркало и меч, спустился на землю и женился на Конохана-сакуя-химэ, дочери земного бога гор О-Ямацуми. Их сын Хоори, попав во дворец морского царя, взял в жены его дочь Тоётама-бимэ. От их брака родился бог Угаяфукиаэдзу, сын которого, Дзимму-тэнно, стал первым императором Японии. Согласно традиции, восшествие Дзимму-тэнно на престол произошло в 660 г. до н. э., и этот год официально считается началом создания японского государства.

Автор: Avatara Автор

Страницы: 1  2