16x9


Индуизм


Индийская Перспектива Жизни

   Космогония согласно древнеиндийским космогоническим воззрениям, весь мир и все, что в нем находится, произошли во времена первотворений, перводействий и первопричин. Миру упорядоченному, космосу, предшествовал хаос. В разных мифических версиях он изображается в образах тьмы, бездны, пустоты или каких-нибудь хтонических существ. Так или иначе, хаос символически отождествляется с мраком. Суть и пафос творения - в преобразовании хаоса в космос. Оно осуществляется разными путями. Одна из наиболее индуистских по духу космогонических моделей - начало мира как жертвоприношение - запечатлена в гимне о Пуруше "Пурушасукта". Боги принесли себе в жертву самого первого человека - Пурушу, принявшего облик гиганта. Для этого жертвоприношения весна послужила маслом, лето - горючим материалом, а осень - дополнительным приношением богам. Из головы Пуруши выросло небо, из туловища - атмосфера, а из ног - земля. Из его разума поднялась луна, из глаза возникло солнце, из ушей - четыре части света, изо рта - Индра и Агни, а от его дыхания - Ваю. Четыре варны также произошли от Пуруши: брахманы - из его уст, кшатрии - из рук, вайшьи - из бедер, шудры - из ступней. Позднее роль творца мира перешла к Брахме, который и стал считаться создателем кастовой системы, вечной и предопределенной самим богом.

   Одна из самых популярных космогонических моделей повествует о том, что сначала из хаоса возникли воды: они простирались бесконечно и были прежде всех иных творений. Воды породили огонь. Великая сила тепла породила Золотое Яйцо. Все это было до начала времен, и потому некому было знать время и измерять его. Но столько времени, сколько длится год, плавало это Яйцо в водах бездонного и безбрежного океана, а через год из него возник прародитель Брахма, поэтому он и называется Хиранья Гарбха, что значит "Рожденный из Золотого Яйца". Он разбил яйцо, и оно распалось надвое; верхняя его половина стала небом, а нижняя - землей. Между ними поместил Брахма воздушное пространство, утвердил землю среди вод, создал страны света и положил начало времени. Потому называют Брахму и другим именем - Сваямбху, что значит "Самосущий", так как он существовал изначально и никем не был сотворен. Потом сотворил Брахма живой дух, мысль и пять великих элементов: воздух, огонь, воду, землю и эфир. После этого он создал богов, вечную жертву, три веды, время, планеты, реки, моря, горы и людей, кроме того - речь, радость, страсть и гнев. Постепенно появились звери, птицы, насекомые, демоны, растения и все остальное, что есть на земле.

   Бесконечная вселенная состоит из множества миров, и каждый из них имеет свое начало, расцвет и конец. Подобно тому как человек ночью спит, а днем бодрствует, в жизни вселенной также чередуются периоды покоя и деятельности. Период деятельности - день Брахмы, сменяется периодом покоя - его ночью; жизнь Брахмы - это время существования универсума, а с его смертью вселенная погружается в великий хаос.Времени индуисты придавали всесильную власть. В ведийских и брахманистских текстах есть представление о времени как о первоисточнике мира. Начиная с ведийского периода время отождествлялось с кругом как с наиболее совершенным пространственным образом. Он лежит в основе учения о циклах или "югах" ("махаюгах"). Каждая махаюга (или махакальпа) состоит из четырех юг, обозначенных терминами для игры в кости: "крита", "трета", "двапара" и "кали" и соответствующих костям в 4, 3, 2 и 1 очко. Каждая последующая юга на четверть короче предыдущей, и это ускорение времени свидетельствует об ухудшении состояния мира. В первую, "крита-югу" господствовал божественный порядок - дхарма, прочно стоящий на четырех ногах: правдивости, почитании, сострадании и приветливом обращении. Люди жили в полном довольстве и благоденствии, не зная болезней, злобы, ненависти, страха, ревности и других негодных чувств. Они получали по желанию плоды земли, и им не было необходимости что-либо выращивать, продавать и покупать. Крита-юга длилась 1 728 000 земных лет. В следующую, "трета-югу" дхарма стояла уже на трех ногах: добродетелей стало на четверть меньше. Это уже менее счастливое время. В целом люди соблюдают долг, хотя порой в их действиях уже присутствуют корыстные побуждения, что, конечно, порождает распри и ссоры. Люди стали приносить жертвы богам и обращаться к ним, чтобы те исполнили их желания. Трета-юга длится 1 296 000 лет.

   При наступлении "двапара-юги" добродетель в людях умаляется наполовину, а дхарма стоит уже только на двух ногах. Многие люди стали злобными и фальшивыми, и потому среди них распространялись болезни и несчастья. Двапара-юга длится 864 000 земных лет. Наконец наступила последняя - "кали-юга". От всех прежних добродетелей осталась лишь одна четверть, да и та быстро приходит в негодность. Дхарма, опирающаяся на одну ногу, бессильна и слаба. Вконец испорченные, неприветливые и сварливые люди стали орудиями своих страстей и соблазнов, и потому их не оставляют несчастья. Они погрязли в ненависти, лжи, лености, злобности и слабости, и над ними властвует тьма невежества. Люди страдают и будут страдать до тех пор, пока не придет божественный Калки - Разрушитель. Перед концом мира явлены будут страшные предзнаменования. После столетней засухи в небесах вспыхнут семь солнц, которые быстро иссушат всю оставшуюся на Земле воду. Огонь, разносимый мощными ветрами, сначала уничтожит поверхность земли, а затем и подземный мир. Тогда соберутся тучи, напоминающие по форме слонов с гирляндами из молний. Разом взорвавшись, они освободят ливни, которые обрушатся на землю и будут нескончаемо идти 12 лет, пока весь мир не скроется под водой. Но мировой Дух Брахма, плывущий по водам в лотосе, поглотит ветры и тучи, а после погрузится в сон до следующего пробуждения и творения. На время своего сна Мировой Дух Брахма поглотит и богов, и людей.Нет ничего удивительного, что п о индуистскому летоисчислению сейчас на Земле длится первая половина кали-юги, точнее ее шестое тысячелетие. Кали-юга началась в полночь с 17 на 18 февраля 3102 г. до н. э. по европейскому календарю, она входит в 28-ю махаюгу 7-й манвантары нынешней кальпы, имеющей имя Вепрь ( в ней Вишну воплотится в виде вепря). Эта кальпа является первым днем 51-го года жизни нынешнего Брахмы (двенадцать тысяч человеческих юг составляют одну божественную югу, а тысяча божественных юг - одну кальпу или день Брахмы, т. е. 4320 млн. лет). Индийская триада.

   В центре безбрежного индуистского пантеона находятся три фигуры. В состав этой "троицы" (тримурти) входят, по представлениям ученых пандитов, Брахма, Вишну и Шива. Формально главная роль среди них отведена Брахме, которого принято считать богом-создателем вселенной. Если библейский Бог создает мир один раз, то Брахма делает это всякий раз заново в начале каждого нового мирового цикла (кальпа), открывающегося творением (сришти) и завершающимся разрушением вселенной (пралайя). Кроме того, создание мира означает - и для индийской мысли это имеет первостепенное значение - возникновение зла, страданий и кармы, а следовательно, не является во всех отношениях положительным деянием. Если Брахме приписывается роль создателя мира, то Вишну рассматривается как его хранитель, надзирающий за исполнение дхармы, а Шива - как бог-разрушитель. Если Брахма присутствует еще в Ведах, а Шива целиком и полностью является порождением культуры неарийских народов, аборигенов Индостана, то Вишну причудливым образом соединил в себе и арийское, и варварское начала. Среди трех главных богов индуизма Шива - старший по возрасту. Архаизм шиваитских культов проявляется, в частности, в том, что, в отличие от вишнуитов, почитатели Шивы продолжают приносить в своих храмах жертвы. Вероятно, этим объясняется тот факт, что неиндусам вход в них закрыт. Образ Шивы сочетает несовместимые, на первый и особенно на европейский взгляд, черты. Это бог-разрушитель, бог, уничтожающий мир в конце каждой кальпы. Мотив смерти вообще чрезвычайно важен в преданиях, посвященных Шиве. Он рассматривается как божество кладбищ и мест сожжения трупов. Шива - покровитель аскетов-отшельников, изнуряющих себя умерщвлением плоти. Сам обли к Шивы не может не напугать: у него множество рук и ног и длинные нечесаные волосы; отличительным его признаком является третий глаз, расположенный на лбу. Еще одна характерная черта его внешности - синяя кожа; недаром одно из прозвищ этого удивительного божества - нилакантха (синешеий). Правда, синяя шея Шивы - результат самопожертвования: он выпил яд, чтобы спасти мир. И он же разрушает этот мир, когда нечестие и зло переходят в нем все допустимые пределы. Интересен и способ, к которому прибегает разгневанный бог: его оружием становится танец, экстатическая пляска, от которой вокруг не остается камня на камне. Шива всегда рассматривался в Индии как бог - покровитель танца.

   И вместе с тем он [Шива] - покровитель йоги, защитник и помощник всех тех, кто посвятил себя искусству медитации. Он и сам считается знатоком йоги, а заодно и отцом Капилы, легендарного основателя древней философской школы, родственной йоге, - санкхьи. Аскетическим упражнениям Шива чаще всего предается в Гималаях. Но, пожалуй, с европейской точки зрения, самым поразительным в его образе является соединение в нем черт аскетизма с откровенной и натуралистической эротикой. Даже фаллос Шивы (лингам) стал важным религиозным символом. Синтез йоги и эротики в еще большей степени характерен для культа жены Шивы - богини Кали. Этот культ также, даже с еще большей очевидностью, чем культ Шивы, уходит своими корнями в глубины индийского прошлого - в традицию Хараппы. Кали - неарийская и небрахманская богиня. Ее жрецы не являются брахманами; напротив, чаще всего они принадлежат к низшим кастам. У этой богини, которая может выступать и как защитница женщин, и как страшная великанша, уничтожающая врагов и в восторге танцующая на их трупах, не меньше почитателей и особенно почитательниц, чем у ее супруга. Женой Шивы Кали сделалась, прибегнув к аскетической практике. Суровый характер богини дает себя знать и в семейной жизни: будучи верной супругой, она отнюдь не является покорной и безответной. Напротив, Кали строго следит за нравственностью мужа и всегда готова постоять за себя. Шиваитский пантеон дополняют дети Шивы и Кали: Ганеша, бог мудрости, помогающий преодолевать жизненные препятствия, и Картикейя, бог войны и покровитель воров. Как индуизм в целом, шиваитская религия ни в коем случае не являет собой единого целого: почитатели всех этих персонажей распадаются на многочисленные секты.

   Непреходящий индийский мотив: всякое божество, имеющее зримый, доступный восприятию облик, в конечном итоге - только воплощение подлинной сущности мира, присутствующей во всем, но не имеющей лица и потому скрытой от непосвященных. Такое учение сложилось и среди поклонников Кали - с той лишь особенностью, что эта безличная сущность - Шакти - подобно самой богине, имеет женскую природу. Шакти содержится во всем живом; они придает силу не только самой Кали, но любому божеству и человеку. Ни один бог, в том числе Шива, без Шакти не был бы в состоянии даже пошевелиться. При этом у каждого бога есть своя шакти, своя женская сторона. Что же касается Шивы, то в его судьбе Шакти играет особую роль: разрушив мир своей бешеной пляской, он сам спасается от гибели во время пралайи только благодаря всесильному женскому началу. Образ Вишну встречается в Ведах, однако не занимает там сколько-нибудь значительного места. В первые века новой эры его образ обретает новые черты. Хотя Вишну имеет совершенно конкретный облик, он сверх того обладает множеством личин, в которых легко узнать образы местных, и не только местных, божеств. Эти личины вишнуиты называют аватарами, или "нисхождениями". Аватары - это образы, в которых Вишну в разные времена являлся людям. Основных, общепризнанных среди поклонников Вишну аватар всего десять. Первой из них является рыба, приняв вид которой, Вишну спас во время потопа отшельника-законодателя Ману, второй - огромная черепаха, спасшая мир после потопа, третьей - вепрь, убивший страшного демона Хираньякшу, чуть было не погубившего землю, погрузив ее в океанские глубины, четвертой - Нарасимха, человек-лев, расправившийся с другим демоническим существом - Хираньякшипу, захватившим власть над миром.

   Особое место среди аватар Вишну занимает Будда (девятая аватара). Десятой аватаре - Калки, всаднику на белом коне с огненным мечом в руке, воителю, еще предстоит явиться людям, чтобы наказать порок и восстановить попранную дхарму. Многие исследователи обнаруживают черты, объединяющие это воплощение Вишну с буддой Майтрейей. Подлинной популярностью обладают только две аватары - седьмая и восьмая. Это Рама и Кришна, которых поистине следует считать символами двух различных, но в равной степени важных аспектов индуистской религии.

перевод: Avatara


Страницы:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14