16x9


Буддизм


Aди-Будда

Aди-Будда

   В буддийской философии поздней махаяны и ваджраяны персонификация сущности всех будд и бодхисатв.В терминах доктрины трех тел будды А.-б. рассматривается как дхармакая. Из А.-б. эманируют другие будды и бодхисатвы в особой последовательности (прежде всего будды самбхогакаи.Время и место возникновения концепции А.-б. неизвестны.Попытки видеть в А.-б. аналогию образа бога монотеистических религий не вполне удовлетворительны. В буддизме А.-б. считается не создателем вселенной, а символом духовного единства изначально существующего бытия; стремление осознать и описать образ обнаружнвается уже на ранних стадиях развития буддизма. Слово встречается впервые в Манджушри-намасангити (не позднее 7 в.), но только в 10 - 11 вв.,в связи с распространением доктрины калачакры (колеса времени), концепция полузила широкое распространение в Индии. До сегодняшнего дня почитается в Непале и в странах Центральной и Восточной Азии.В Тибете в качестве выступали Самантабхадра (в школе ньингмапа) и Ваджрадхара в поздних школах), в Китае и в Японии - Вайрочана (или Махавайрочана).

Будда

   В Буддийской философии:

  1. Человек достигший наивысшего предела духовного развития.
  2. Антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития. имеет много параллельных терминологических наименований,как например, татхагата ("так пришедший"), сугата ("в добре пришедший", джина ("победоносный "). Первоначальным словом обозначали, по-видимому лишь Шакьямуни.но уже на самом раннем этапе развития буддизма возникла идея о других.

   В ранних текстах "Типитаки" упоминаются шесть которые появились до Шакьямуни, в "Буддхавансе" их число возросло до 24. Первым среди них считался Дипанкара (при нем, согласно преданию, Шакьямуни принял решение стать Шакьямуни предшествовали Кракучханда (пали Какусандха). Канакамуни (Конагамана) и Кашьяпа (Кассапа). Довольно ранним можно считать и представление о будде грядущего мирового порядка Майтрее. По представлениям философии хинаяны, всегда должен начинать свою духовную карьеру как бодхисатва: в жизни. в которой ему предназначено стать Буддой. он имеет махапуру-шалакшану ; после достижения нирваны. Он может остаться хить в человеческом образе до конца кальпы.

Ботхисатва

   В буддийской философии человек (или какое-нибудь другое существо), который принял решение стать буддой.Побуждением к такому решению считают стремление выйти из бесконечности перерождений - сансары и спасти все живые существа от страданий. Концепции философий хинайяны и махаяны совпадают в общих чертах. Однако, по хинаяне, путь прошли только бывшие будды их число не превышает 24 и будда современной эпохи Шакьямуни,а также пройдет будда будушего мирового порядка - Майтрея,все остальные люди могут достичь лишь состояния архата. Таким образом,число в хинаяне невелико, путь не считается универсальным. В махаяне путь доступен для всех (поэтому ма хаяну называют и бодхисатваяной - колесницей. Число в махаяне теоретически бесконечно,и они обитают не только в земном мире,но и вдругих мирах (число которых также приближается к бесконечности). Путь начинается с "поднятия духа просветления " (бодхичиттотпада), после чего (обычно в присутствии какого-нибудь будды или другого дает обеты спасти все живые существа от оков сансары.Используя на своем пути шесть парамит - духовных совершенств (щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость), достигает " противоположного берега" т. е. нирваны;с помощью парамит добивается высшего понимания высшего сострадания ко всем живым существам, что и считается идеальным состоянием. Поскольку будды после достижения полной нирваны уже не могут оказать помощь живым существам, то величайшие (маха саттвы - "великие существа") предпочитают остаться в сансаре, подчиняясь добровольно законам кармы пока все живые существа не спасены. Путь разделен на уровни (бхуми). В ранних махаянских сутрах этих уровней семь,но примерно с 3 в. н.: их число увеличивается до десяти. Длительность пути равняется примерно трем "неисчислимым кальпам" (каждая - миллионы лет), причем течение первой достигается только первый уровень, в течение второй - cедьмой, а в течении третьей - десятый. На своем пути перерождается много раз, причем в облике не только человека,но и любого другого существа, находящегося в сансаре. десятого уровня может сам выбирать форму своего существования,он даже может одновременно иметь несколько воплощений. В пантеон махаяны в качестве включены реально существующие люди,которых впоследствии(а отчасти уже прижизненно наделили мифологическими чертами. Среди них - индийские учителя и теоретики буддизма - Нагарджуна, Шантидева, Асанга и другие.

Ваджрадхара

   В буддийской философии ваджраяны будда. В. символизирует недвойственность и не обусловленную основу просветления. В традиции многих буддийских школ (особенно Тибета) В. отождествляется с ади-буддой. Его изображают (одного или вместе-праджней)сидящим в традиционной позе будд,его руки скрещены на груди (в правой руке он держит ваджру,в левой - колокольчик), его цвет - синий. В философии ваджраяны считается, что выдающиеся йоги могут получить от В. новые учения и методы. Так, утверждается, что индийский махасидха Тилопа получил от методы "великого символа" , на основе которых позже возникла буддийская школа Каджупа в Тибете.

Дайнити-Нерай

   Один из популярнейших будд в японской буддийской философии. Культ проникает в Японию в 8 в. Вначале Д.-н. был осмыслен как покровитель государства.В храме Тодайдзи (строительство закончено в 749), где в 752 была освящена 1б-метровая статуя Д.-н., проводились различны е государственные церемонии.Синтоистким божеством- покровителем Д.-Н. был Хатиман.В период развитого средневековья временным воплощением (аватарой) Д.-н. стала считаться синтоисткая богиня солнца Аматэрасу.

Дарума

   Одно из популярнейших божеств японского народного буддизма.Д. считается первым патриархом буддийской щколы дзэн (тянь),первым монахом, активно следовавшим многолетней практике "созерцания",в результате у него отнялись ноги (отсюда безногие скульптурные изображения Д.).Д. приносит счастье и исполняет желания. В Японии в дни религиозных праздников торгуют: безглазыми изображениями Д., на которых рисуют один глаз, загадав желание, и дорисовывают второй, когда желание исполнится.

Девадатта

   в буддийской философии кузен и ученик будды Шакьямуни

Дзидзо

   Дзидзо-боссацу, одно из наиболее популярных японских буддийских божеств. Покровитель детей и путников. Д. не является главным объектом поклонения какой-либо отдельной секты; культ его распространен повсеместно Суйдзяку (аватарами) Д. считаются Амида, Каннон, Дайнити-нераи, Бисямон-тэн. и др.В легенде 9 в. Д. отождествляется с владыкой царства мертвых - Эмма. Известны десятки средневековых легенд,посвященных Д., который способен воскресить из мертвых,избавить от страданий в дзигоку (аду).Д. считается защитником грешников после смерти и справедливым судьей человеческих прегрешений. В этом своем качестве он особенно почитается в среде т н. японских париев - буракумин (эта).

Дхармапала

   В буддийской философии божества,защищающие буддийское учение и каждого отдельного буддиста. В Тибете имеется список, содержащий восемь Д.: Ваджрабхайрава, Хаягрива, Бэгцэ, Яма. Махакала Шри Дэви, Вайшравана, Брахма, но кроме перечисленных известно еще много других.

Идам

   В буддийской философии ваджраяны божество-охра нитель. В качестве П. может выступать в принципе любой персонал буддийского пантеона, которого верующий выбирает своим покровителем но в то же время И. - это особый будда самбхогакаи.
Созерцание П. и отождествляетсясамого себя с ним, по представлениям буддистов, способствует достижению просветления. И. разделяют на мирных,полугневных и гневных : Наиболее известны - гневные И. - (Ямантака, Хеваджра, Чакрасамвара) они уничтожают тупость и негативные змоции. И. разделают также на мужских (гневные - херука , мирные - бхагават) и женских (гневные - дакини. мирные - бхагавати). Образы И. стали основой для возникновения многочисленных легенд как в Индии, так и в других странах распространения ваджраяны.

Калачакра

   В буддийской религиозно-философской системе важраяны отождествление макрокосмоса с микрокосмом,вселенной с человеком. Идеи К. переданы в Калачакра-тантре. Согласно К., все внешние явления и процессы взаимосвязаны с телом и психикой человека поэтому,изменяя себя, человек изменяет и мир. С К. связано представление о цикличности времени (в Тибете - 12-ти 60-летние календарные цислы). По легенде, учение К. было изложено буддой Шакьямуни по просьбе царя страны Шамбхалы Сучандры (воплощения бодхисатвы Ваджрапани).

Каннон

   Кандзэон - босацу, одно из наиболее популярных божеств в японской буддийской философии. Как и ее прообраз в Китае Гуань-инь - милосердная заступница, обратиться к которой за помощью может любой человек.К. способна принять различные воплощения: к старику она приходит стариком, к монаху - монахом, и женщине женщиной. Почитание К. распространилось в народной среде уже на ранней стадии развития японского буддизма примерно со 2-й половины 8 в.

Кымган

   Екса Кымгансин. В корейской философии могущественные стражи буддийской веры. Восходят к индийским Ваджрапани (через Китайские Цзиньганшэнь). Скульптурные фигуры К. ё. с алмазныни скипетрами ставились при входе в монастыри. Позже они нередко смешивались с хранителями врат (инван) и духами мунсин.

Мандала

   С древнеиндийского "круг","диск","круговой".Один из основных сакральных символов в буддийской философии. Ритуальный предмет, воплощающий символ : вид ритуального подношениия (включая и жертву). Мандала принадлежит к числу геометрических знаков сложной структуры. Наиболее характерная схема Мандалы представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом, в этот квадрат в свою очередь вписан внутренний круг,периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткого лотоса или восьми членений, сегментирующих этот круг. Посередине каждой из сторон квадрата находятся Т-образные врата,продолжающиеся уже вовне,за пределами квадрата крестообразными изображениями.

Нарака

   Одна из шести сфер бытия в сансаре. Самое неблагоприятное для перерождения,но все адские мучения не считаются вечными, т.к. после преодоления плодов неудачной кармы любое существо может возродиться в более высоких сферах и даже достичь нирваны. Таким образом описания Нираки напоминают описания христианского ада,но скорее всего напоминают чистилище.Туда люди попадают за тяжкие преступления - убийства ( включая животных !) обман, самоубийства, клевету на будд и бодхисатв. Категорий Нираки много - разрезание, сжигание и т.д. Однако после смерти в нираке существа опять обретают жизнь. Главными Н. считают восемь жарких и восемь холодных.

Нирвана

   Одно из основных понятий, обозначает наивысшее состояние сознания противоположное сансаре. Из всех живых существ только человек может достичь нирваны и стать буддой. По теории буддизма о нирване нельзя сказать ничего определенного, кроме того, что это состояние свободы, покоя и блаженства. Считается, что нирваны можно достичь и при жизни, но полностью она достигается лишь после смерти.


Страницы:  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18