16x9

Мировые религии

Религия Карфагена


Религия Карфагена

   Карфагеняне, как и другие средиземноморские народы, представляли вселенную разделенной на три мира, расположенных один над другим. Замкнутость космоса, не имеющего ни начала, ни конца, передавалась хранящимся в храме изображением змеи, свернувшейся в кольцо и пожирающей собственный хвост. Возможно, это тот же мировой змей, которого угаритяне называли Латану, а древние евреи - Левиафаном. Земля мыслилась лежащей между двумя океанами. Солнце, встающее из восточного океана, обойдя землю, погружалось в западный океан, считавшийся морем мрака и обиталищем мертвых. Души умерших могли попадать туда на кораблях или верхом на дельфинах. Небо было местом пребывания карфагенских богов.Так как карфагеняне были переселенцами из финикийского города Тира, они почитали богов Ханаана, но далеко не всех. Да и ханаанские боги на новой почве изменяли свой облик, вбирая черты местных богов.

   Первое место среди карфагенских божеств занимала богиня-дева Таннит, известная с V в. до н. э. по религиозной формуле пунических надписей как "Таннит перед Баалом". По значимости она соответствовала великим богиням Угарита - Ашере, Астарте и Анат, но не совпадала с ними по функциям и во многом превосходила их, что видно хотя бы по ее полному имени. Скорее всего Таннит вобрала в себя черты великих богинь-матерей местного ливийского населения чем и объясняется ее необычайная популярность. Символами Таннит были полумесяц, голубь и треугольник с поперечиной - как бы схематическое изображение женского тела (знак Таннит). "Владычица Таннит" почиталась не только в самом Карфагене, но и на огромных пространствах Средиземноморья - всюду, где были разбросаны карфагенские и древнефиникийские колонии. На острове Ибиса обнаружили 600 фигурок богини 26 различных типов, свидетельствующих о том, что обитатели острова на протяжении веков представляли Таннит то в классическом финикийском образе - с птицей в руке, то в мантии и с крыльями за плечами, наподобие египетской Исиды, то в облике греческих богинь плодородия Деметры и Персефоны и даже в образе древнейших критских богинь.

   Один из главных богов карфагенян -Баал-Хаммон, оказавшийся в тени Таннит, - сохранил некоторые черты своего предшественника Балу: Баал тоже был покровителем земледелия, "хлебоносцем", и изображался с колосьями в левой руке. Отождествленный с греческим Кроносом, этрусским Сатре и римским Сатурном, Баал-Хаммон принадлежал к старшему поколению богов; именно ему приносили многочисленные человеческие жертвы.Не менее почитаемым богом в Карфагене был Решеф, известный уже ханаанеям во II тыс до н. э., но не входивший тогда в число главных богов. О месте Решефа в пантеоне можно судить по тому, что он занимал высшую точку карфагенского акрополя Бирсы, куда вела лестница в 60 ступеней. Само имя Решеф означает "пламя", "искра", а атрибутом бога был лук, что давало грекам основание отождествлять его с Аполлоном, хотя на самом деле он был скорее всего богом грозы и небесного света, как греческий Зевс, этрусский Тин и римский Юпитер. Из Финикии колонисты принесли почитание Мелькарта, считавшегося покровителем всех, кто покинул родину и обосновался на новых местах. Карфагенский мореплаватель Ганнон, высадивший колонистов на Атлантическом побережье Африки, согласно греческому переводу его перипла (описания плавания), храм Посейдона, т. е. Мелькарта.

   Наряду с богами карфагеняне почитали героев. Известны алтари братьев Филенов, прославившихся, видимо, подвигами в борьбе с местным населением или с эллинами. Эти алтари находились на восточной границе Карфагенской державы. Богам и героям поклонялись как под открытым небом, близ посвященных им алтарей, так и в храмах, находившихся в ведении жрецов. Как и в Элладе, карфагенское жречество не являлось наследственной кастой, но на практике сан жреца часто переходил от отца к сыну. Разрешалось совмещение жреческих и светских должностей. Жречество каждого храма составляло коллегию, во главе которой стоял главный жрец (или жрица), принадлежавший к высшим слоям аристократии. Основная масса храмового персонала состояла из рядовых жрецов и жриц, должности которых тоже считались почетными. Среди служителей были также гадатели, музыканты, священные брадобреи, писцы и рабы, занимавшие более высокое положение, чем рабы частные и государственные.

   Особое значение в культе придавалось жертвоприношениям, сопровождавшимся обычно театрализованными представлениями. В жертву приносили часть урожая, животных и людей. Человеческие жертвоприношения известны многим древним религиям, но если у эллинов, этрусков, римлян они не носили постоянного характера, то в Карфагене человеческие жертвы приносились ежегодно - без них не обходился ни один крупный религиозный праздник. Наиболее распространены были жертвоприношения новорожденных детей. Карфагеняне, так же как их враги - римляне, брали в качестве заложников самых высокопоставленных граждан, карфагенские боги требовали себе в жертву прежде всего детей знати. И уберечь от этой участи своего ребенка был не в силах никто из выдающихся политиков и военачальников. Со временем жажда крови у карфагенских богов возрастала: детей приносили им в жертву все чаще и на все новых территориях, входивших в состав Карфагенской державы.

   Карфагенская религия оказала влияние на верования многих народов Западного Средиземноморья - и враждебных Карфагену нумидийцев, и полудиких обитателей Сардинии, поклонявшихся карфагенскому богу Циду под именем Сард-отец, и этрусков, оставлявших двуязычные посвящения карфагенской богине Астарте. С завоеванием Африки римлянами карфагенских богов стали почитать под латинскими именами. Только с распространением христианства и затем ислама следы карфагенской религии окончательно исчезли.

Религия Зороастризма