16x9

Мировые религии

Джайнизм


Основы джайнизм

Джайнизм, Тиртханкара

   В статье "Происхождение Индуизма" я коснулся темы об обобщающем термине - Индуизм. Действительно, религиозных верований и объектов поклонения в современной Индии достаточно много, как древних, так и совсем юных, появившихся в процессах слияния, либо наоборот, расслоения древних верований. Одной из множества Индийских религий является - Джайнизм. Во первых последователями джайнизма являются более 10 миллионов индийцев, цифра не такая уж и маленькая, что выводит джайнизм почти на один уровень с более крупными религиями, ну скажем такими как буддизм или католицизм. Истоки джайнизма уходят своими корнями в глубокую древность и ведут свое начало от всем известных Вед. Первые гуру и последователи их учения появились, еще до возникновения Буддизма. Джайнизм не пренадлежит к ведической философской культуре. У него есть свои священные тексты, свои богатые исторические традиции. Вобщем-то отрицание основополагающих принципов Вед и было началом появления джайнизма. Джайнизм не признает существования индийского пантеона богов, отрицает основные постулаты ведического знания. Их главным направлением считается - аскетизм, который несет в себе понятие о ненанесении вреда живым существам - всему живому (ахимса). Еще одним из отличий между джайнизмом и ведами является не признание единого бога, а так же его личностного аспекта - параматмы, бога присутствующего в каждом живом существе. В противоположность ведическим писаниям, джайны, утверждают, что каждая личность может путем аскезы, не причинения вреда, достгнуть полного совершенства и навсегда разорвать этот круг рождений и смертей (кармы), достигнув высшей точки совершенства личности - универсума, и стать Параматманом.

   Одним из главных почитаемых, джайнизм называет Махавиру. Который достиг просветления и совершенства универсума, причем, еще до появления самого Будды и считающийся двадцать четвертым Тиртханкарой (переводится как личность нашедшая брод). Почитание Махавиры, как источника божественной милости, не сколько перекликается с классическим учением вед, но в писаниях джайнов сам личностный аспект ни как не отражается. Выше описанное можно назвать одной из первых ступеней отхождения от классических ведийских писаний, появление нового течения - джайнизма. Одной из первых, но не последних. Так внутри самого джайнизма, со временем происходят разногласия, в результате которых появляется две самостоятельные ветви, это шветамбары и дигамбары. На какой же почве возникли разногласия, расколовшие общее направление? А ответ до смешного прост - на почве одежды, подробней можно только сказать, носить ли монаху одежду или нет. В современном мире, каждый волен выбирать тут религию или верование которое ему ближе. Как же тогда поступить новым адептам живущим в местах, где климатические условия не позволяют ходить голым (просто замерзнешь)? Тут видимо все же не одежда является решающим фактором, а нечто другое, вряд ли известное даже последователям. И опять же как в одном и том же учении Махавира одновременно ходит и одетым, и голым. Раз произошло разделение на два направления, произошло и разделение священных писаний на различные каноны. Связано это было с тем, что древние тексты дошли до последователей этого учения далеко не полностью. Причем стоит заметить, что разрыв этот произошел не вчера, а очень, очень давно. Так как во многих произведениях прослеживаются ранние буддийские, а порою и ведические корни.

Шветамбары Дигамбары

   Основными писаниями по мнению шветамбаров являются: Акарангасутра и Сутракританга, плюс 34 дополнительных текста , называемых - ангабахья. Первая описывает правила поведения для монахов и каноны которые необходимо соблюдать, в ней же содержится наиболее полное описание жизни Махавиру. Вторая, как раз была создана на основе диспутов с представителями других течений, ранними буддистами и последователями вед. Дигамбары, считающие, что главные Пурвы утеряны, соответственно оспаривают истинность учения шветамбаров. Дигамбарские же писания включают следующие произведения: Кундакунда, Самайсара, Нийамасара, Правачанасара, Панчастикайа. Из второстепенных можно назвать: Адипурану - описывающую жизнь и деяния святых, а так же коментарии наиболее известных адептов джайнизма древности. Главным праздником джайнов, причем обоих направлений, является день рождения Махавиру - 31 марта 615 года до н.э, 24 и последнего из Тиртханкара. В этот великий для себя день они совершают поломничества к древним храмам в Гирнаре и Политане, а так же к другим местам связанным с Махавирой. Следующим праздником является праздник завершения года, что то похожее на наш новый год, только проводится в конце августа. Праздник Дивали совпадает с праздником Лакшми (празднуемым поклоняющимися Ведам), у джайнов считается днем освобождения Махавиры.

Автор: Avatara Автор

Бахаизм (Мировые религии)