16x9


Шаманизм


История и обряды шаманов

Шаманизм

Возникновение Шаманизма

   Шаманизм – это практика верхне палеолитической традиции целительства, прорицания, основанная на натуральной магии и появившаяся 10-50 тысяч лет назад. Шаманизм – древняя повсеместно распространенная форма религии, при которой посредником между обществом и потусторонними сферами становится шаман. Ранее исследователи относили шаманизм к концу общинно-родовой эпохи и помещали перед ним тотемизм, анимизм и целый ряд культов. Нам представляется более объективным современный взгляд на эту проблему, который определяет возникновение шаманской культуры как естественный этап в становлении религиозных воззрений человека, при котором три основных элемента: анимизм, тотемизм и собственно посредническая деятельность шамана – составляли основу шаманизма и являли собой целостную картину.

История Шаманизма

   Вероятно, он возникал в каждой из частей земного шара в свое время и по-своему. Но можно сказать с определенной долей уверенности, что шаманизм возник по всей вероятности еще в каменном веке в без государственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте. Шаманство сохранилось у многих народов мира – в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки и др. Но оно находится у них на разных стадиях развития. Так, в Сибири, шаманство еще в середине XX века существовало в ярких сложившихся формах; в культурах некоторых европейских народов, например у венгров, выявлены лишь его пережитки, а у аборигенов Австралии удалось обнаружить даже его зачатки. Во Франции, в бассейне реки Гаронны, в начале ХХ века была открыта пещера «Трех братьев» (Труа-Фрер), на стенах которой среди изображений, датируемых верхним палеолитом (40-10 тысяч лет до Р. Х.), находится самое раннее из известных в истории изображение шамана – фигура пляшущего человека с накинутой на плечи шкурой, с рогами оленя на голове и конским хвостом. Похожие изображения часто встречаются и в Азии и в Африке, но французское, из пещеры «Трех братьев», самое раннее. В разных местах Сибири археологи исследовали наскальные изображения времен неолита, эпохи бронзы и более позднего времени. На некоторых из них найдены необычные изображения людей. Они замерли в магическом танце. При этом что характерно, отдельные люди своеобразно одеты. На них рогатые шапки, или головные уборы в форме грибов. Такие носили сибирские шаманы 18-19 веков.

Описание

   Шаманизм в целом можно назвать особой религиозно-мировоззренческой системой взаимодействия с силами природы у народов Северной и Центральной Азии. Шаман считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. Шаманский дар давался либо от рождения, что бывало довольно редко, либо давался при жизни. По представлению хакасов, сами духи выбирали себе хозяина. Обычно шаманом становился человек из того же рода, которому покровительствовали эти духи прежде. Будущему шаману необходимо было обладать силой слова, знать ритуалы, благословения и песнопения, а в более ранние времена и «божественную письменность». Его воспитанием занимался опытный шаман. Обычно обучение занимало три месяца, после чего должен был отправиться на поклонение к мифическому покровителю всех шаманов. У шаманов существовала своя иерархия. Шаманы делились на три категории:

  • Самые сильные имели до девяти бубнов, особый костюм и огромную армию духов. При камлании их духи могли достигать Северного Ледовитого океана и даже Средиземного моря. Они проводили горные жертвоприношения, лечили от бесплодия женщин, получая жизненную силу от самой богини Умай, занимались предотвращением эпидемий скота и т.п.
  • Средние шаманы обладали только одним бубном и надевали простой шаманский наряд. Их шаманские путешествия ограничивались соседними районами.
  • Представители низшей категории обладали даром гипноза. Они не был посвящены в учение шаманизма, не имели шаманского костюма и бубна. Лечили от испуга, сглаза и т.д. и соответствовали русским знахарям.

Атрибуты Шаманов

Атрибуты шаманов

   Шаманский костюм состоит из парки, нагрудника, головного убора и обуви. Несмотря на внешнюю пестроту, шаманские костюмы имели одинаковые значение: они воссоздавали образ зверя - птицы. Символика ритуальных украшений костюма сводится к нескольким значениям, которые символизируют духов-помощников, духов-покровителей: кости скелета и части тела шамана; разного рода духов, с которыми приходится шаману вступать в связь: оружие и орудия шамана, космические объекты. Основные атрибуты шамана бубен и колотушка. Важнейшим атрибутом шамана является бубен. Бубен понимался как живое существо. Если бубен обтягивался шкурой оленя, он представлял собой того самого оленя и в то же время духа-помощника в облике оленя. У шамана сохранялась теснейшая связь с этим животным, которое продолжало таинственным образом существовать где-то в мире духов. Животное, отождествляемое с бубном, — это своего рода «внешняя душа» шамана в животном облике. Каждому шаману отводилось на жизнь несколько бубнов с определённым сроком камлания. Иногда шаманы пытались обмануть духов и делали так называемые «воровские» бубны. Шаман пользовался им при камлании, как обычным, и таким образом продлевал свою жизнь. Шамана, у которого во время камлания рвался бубен, у некоторых народов могли и умертвить, поскольку без бубна у него всё равно больше нет силы. Когда шамана хоронили, его бубен вешали на дерево у могилы. Кожу бубна прорезали ножом, а обод надламывали — со смертью шамана умирал и его бубен. Помимо колотушки и бубнов так же часто использовались и различные амулеты. Одним из образов при создании амулете служило священное животное с духом которого был связан шаман. Такие амулеты находились археологами в скифских курганах

Шаманские обряды

Барисaн

   Один из самых распространённых обрядов – барисан. Он заключается в поднесении местному эжену алкоголя, табака, денег и сладостей. Для этого в стопку наливается водка, круговым движением безымянного пальца правой руки по часовой стрелке со стенок снимаются образовавшиеся пузыри и с пожеланием «Мэндэ!» сбрызгиваются вверх. «Мэндэ!» в буквальном переводе означает «Здравствуйте!». Тем самым здороваясь с духом и сообщая ему о своих благих намерениях. После этого под специальным навесом оставляются табак, деньги и сладости. Если навеса нет, подношения кладутся на землю возле сэргэ. Выполнив все предписываемые действия, подносящие, еще некоторое время беседуют о своих делах, и лишь затем, поклонившись, удаляются. Они считают, что уходить сразу невежливо.

Обряд кормления огня

   Для этого в печь или костёр выдувается сигаретный дым или выливается первая стопка любого алкогольного напитка, как правило, водки или спирта. В домах, где есть печь, этот обряд практикуется каждую неделю, преимущественно по выходным. Ещё каких-то 50-100 лет назад духам огня подносили со стола лучшие куски пищи.

Обряд здоровья и долголетия

   Обряд здоровья и долголетия является одним из самых простых и выполняется перед заходом солнца. Обязательным атрибутом служит кедровая кора: шаман разжигает её и три раза подряд дует вам за шею кедровый дым. Затем он молится духам, прося их о даровании здоровья и долгой жизни. Чтобы всё мероприятие имело успех, необходимо взять головешку в руки и три раза обвести ей вокруг собственного тела. Шаманы верят, что кедр обладает необыкновенными целительными свойствами

Соперничество

   в фольклоре разных народов встречаются рассказы о соперничестве шаманов, устраивающих смертельные поединки. Трудно сказать, какова реальная жизненная основа таких сказаний, но они изображают шаманов честолюбцами, жаждущими помериться силами. Для жестокой схватки шаманы превращаются в тех животных, облик которых имеет их "внешняя душа".

Автор: Avatara Автор