16x9


Раджа Йога


Краткое изложение Раджа Йоги

Раджа йога

   Излагаемое ниже есть вольный пересказ учения раджа-йоги из Курма-Пураны. Человек обитает в клетке греха, огонь же йоги сжигает ее. Знание становится чистым, и открывается прямой путь к нирване. Йога дает знание, а знание помогает йогу. Тот радует Бога, кто сочетает в себе йогу и знание. Люди, совершающие махайогу каждый день или на дню дважды, трижды или неоднократно, знайте, что вы боги. Две ступени есть в йоге - абхава и махайога. Когда проводят медитацию на собственной душе начиная с нуля, без всякого качества,- это абхава. Когда некто способен видеть свою душу исполненной блаженства и ничем не загрязненной, единой с Богом - это махайога. Йог идет многими путями к пониманию Единства, но множество йог, о которых мы слышим и читаем, не могут сравниться с великой махайогой, когда йог прозревает и себя, и вселенную как Бога. Это есть наивысшее постижение. Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи - ступени раджа-йоги, где яма означает непричинение никому вреда, правдивость, бескорыстие, воздержание, отказ от любых даров. Соблюдение этих обетов очищает ум - читту. Непричинение страдания ничему и никому, ни помыслом, ни словом, ни делом, называется ахимса, ненасилие. Нет добродетели выше ненасилия, как нет счастья, более великого, нежели то, что испытывает человек, не совершающий насилия ни над чем живым.

   Правдивость - вот плод наших трудов, и правдивостью может человек добиться всего. Астея - это освобождение от жадности, от желания силой или хитростью присвоить себе принадлежащее другим. Чистота помыслов, слов и дел, чистота всегда и при всех обстоятельствах - это брахмачарья. Апариграха - это отказ от принятия даров, какой бы острой ни была в них нужда. Смысл апариграхи в том, что, принимая дары, человек рискует загрязнить свою душу, он утрачивает свободу, попадает в кабалу привязанностей. Затем следует перечень навыков, которые должен вырабатывать в себе желающий постижения йоги. Постоянное соблюдение этих правил жизни называется нияма. Тапас - аскетизм, свадхья - прилежание, сантоша - удовлетворенность, шауча - чистота, ишвара-пранидхана - почитание Бога. Посты и иные способы ограничения телесных потребностей - это физический тапас. Под свадхьяей имеется в виду повторение стихов из Вед или других мантр, которые помогают накоплению саттва-гуны. и тем очищают тело. Существуют три способа повторения мантр:26 их можно читать вслух, проговаривать про себя или просто сосредоточиваться на них помыслами. Чтение вслух - самый примитивный способ, сосредоточение помыслами на их сути - наивысший. Мудрые люди утверждают, что есть два вида очищения: внешний и внутренний, Очищение тела водой, землей или иными вещами есть внешнее очищение. Очищение ума истиной и иными добродетелями есть очищение внутреннее.

   Однако человеку необходимы оба вида, ибо недостаточно быть внутренне чистым, но грязным телесно. При невозможности соблюдения чистоты обоих видов следует отдать предпочтение внутреннему очищению, но стать йогом возможно, только очищая себя и внутренне, и наружно. Почитать Бога можно восхвалением, помыслом и любовью. Мы говорили о том, что такое яма и нияма, теперь мы перейдем к асанам - позам. Их легко выполнять, нужно только расслабить тело, распрямив спину и плечи и держа шею прямо. Затем - упражнения пранаямы. Прана - это жизненная сила, а яма означает управление ею. Дыхательные упражнения состоят из трех частей: вдоха, задержки дыхания и выдоха. Простейшая пранаяма делается на счет двенадцать, упражнение средней трудности - на счет двадцать четыре, но лучше всего делать дыхательные упражнения на счет тридцать шесть. Первый способ вызывает потение, второй - подрагивания всего тела, третий же дает ощущение невесомости тела и невыразимого блаженства. Существует мантра, называемая гаятри-мантра27. Это одна из самых святых в Ведах: мы погружаемся в величие Того, кто сотворил вселенную, да осветит Он собою наш ум. В начале и в конце мантры произносится звук Ом.

   Попробуйте трижды прочитать эту мантру за время одного упражнения, включающего в себя речаку - выдох, пураку - вдох, кумбхаку - задержку дыхания. Действия органов чувств, которые называются индрии, направлены вовне, устремлены к контакту с внешними объектами. Управление органами чувств, с тем чтобы обратить их действие вовнутрь, называется пратьяхара, что означает "собирание вместе, вбирание". Сосредоточение сил ума на лотосе сердца или на лотосе, расположенном в голове,- это дхарана. Когда ум сосредоточен на одной точке, эта точка начинает испускать психические колебания особого типа, которые не поглощаются другими колебаниями, а постепенно усиливаются, в то время как другие волны ослабевают, пока не исчезнут полностью. Множественность колебаний уступает место единству, ум подчинен единому ритму. Это - медитация, или дхьяна. Когда же отпадает необходимость в каком-либо основании, ум становится одной волной,- это самадхи.




1