Энциклопедия мифологических существ
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Мифические существа на Ю
|
Мифология народов мира
Башкирская мифология
Башкирская мифология видимо как и большинство других, вобрала в себя поверья и легенды самого народа. От тотемных поклонений, различным природным явлениям, духам предков, тотемным животным, мифология трансформировалась в новые и новые формы принимая более структурированное обличие. Многие фольклорные источники несут повествования о мифологических существах и великих героях. Можно лишь упомянуть известные: Урал-батыр, Акбузат, Заятуляк и Хыухылыу. Не посвященному, только, что столкнувшимуся с дивным миром мифологии, не привычным покажутся названия, но это только в начале. Представление о тройственности мира, проходит через множество легенд различных народов. Башкирские мифы, видят этот аспект следующим образом. Верхние миры, отведены богам и безсмертным существам; Средний, привычный нам мир, населенный людими; В нижних же мирах обитает зло, в той или иной форме враждебные человеку, как впрочем и другим существам населяющим средний мир. Мифологические существа населяющие этот мир достаточно разнообразны, как по рироде своей, так и по функциями, а так же местам прибывания. Вода обладает оживляющими свойствами и может воскрешать. Одним из первых почитаемых существ являлось общее начало земли и воды, как олицетворение зарождения жизни - Эр-хыу. В эпосе Узак-Туза, как раз есть упоминание о нем. Башкирская мифология берет корни у мифологии тюрской, отсюда, возникают двойные именования мифических существ. Развитие сельского хозяйства, земледелия, выводит на "арену" новое действующее лицо, богиню плодородия - Умай. Почитали не только "верховных" божеств, отдавли и дань духам: лесов, пещер, рек, гор. По сути не существовало различий между живой и не живой природой. Существовали и поверья об оборотнях, присущи многим культурам, но, далеко не всегда оборотень являл нам злой образ. Часто добрые герои принимали облик либо животных, либо растений. Могли принимать и облик предметов, для достижения какой нибудь цели. Если, чуть-чуть вернуться назад, к тотемизму, существовали поверья о перевоплощении душ, и вселении их в животных, зверей, птиц. Можно сравнить это с религиозным определением - реинкарнации. Конечно же не забывались и предки. У каждого рода существовало нечто священное, связанное с основателем рода. Могло это быть и старое дерево, и большой валун. Про уже упоминавшихся, и про многих других существ этой культуры мифологическая энциклопедия даст более подробные описания.