16x9






Модные девушки Знаменитости

Философские течения


Неотомизм

Неотомизм

   Неотомизм - официальная философская доктрина Католической церкви. Основывается на учении Фомы Аквинского. Энцикликой папы Льва XIII (1879) Неотомизм признан единственно истиной философией, соответствующей христианским догмам. В 1889 году был создан высший институт философии (Лувен, Бельгия), который и нынче является международным центром Неотомизма, широко распространенного в странах исповедующих католицизм (Франция, Италия, Западная Германия, США, страны Латинской Америки). Представителями Неотомизма являются: во Франции - Маритен, Жильсон, де Реймекер (Бельгия), Лотц, де Фпиз (Западная Германия), Бохенский и другие. Неотомистическая философия служит служит идейной опорой клерикализма. Неотомисты занимают ведущие позиции среди идеологов. Основу неотомистского учения составляет схоластический принцип: "Философия - служвнка богословия". Неотомизм - теологическая форма современного объективного идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают "чистое бытиё", понимаемое как духовное, божественное первоначало. Материальный мир объявляется вторичным и производным. Для рационального доказательства религиозных догм неотомисты широко используют фальсифицированные аристотелевские категории формы и материи, потенции и акта, а так же категории существования и сущности. В целом философия Неотомизма представляет собой сильно разветвленную систему - метафизику (онтология), гносеология и натурфилософия. По своей проблематике и терминологии неотомистическая метафизика заметно отличается от средневекового томизма. В ней эклектически соединены основные элементы учения Фомы Аквинского (принцип гармонии веры и разума) с отдельными положениями идеалистических систем 18-19 веков (Канта, Шеллинга, Гегеля). Во взглядах на исторический процесс неотомисты придерживаются провиденциализма. В основе неотомистической социологии реакционная утопическая идея о "третьем", более прогрессивном и более справедливом, чем капитализм и социализм, обществе, в котором у власти будет стоять церковь.

Ньяйя

   Ньяйя Одна из ортодоксальных идеалистических систем Индийской философии. В учении большую роль играли логика и гносеология. Возникновение Ньяйя связано с именем древнего мудреца - Готамы. Ньяйя-сутры были записаны во 2 веке. По учению существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того во вселенной существует бесчисленное множество душ, которые могут быть, как в свободном состоянии, так и связанными с материальными атомами. Высшая душа или Бог (Ишвара), не является создателем, творцом душ и атомов, но он создает сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов. В Ньяйя была впервые в Индии разработана теория силлогизма, отличного от древне греческого. Пять членов силлогизма - это: посылка, доказательство, иллюстрация, применение доказательства, заключение. Ньяйя признает четыре способа познания: ощущения, вывод, аналогию и свидетельство других людей и книг. В Ньяйя была подробно разработана классификация основных категорий знания (Падартх) и классификация объектов, на которые направлено познание.

Окказионализм

   Окказионализм (от латинского occasio - случайность). Религиозно-идеалистическая доктрина 17 века (Кордемуа, Гейлинкс), пытавшаяся преодолеть необъяснимость взаимодействия души и тела, к которой неизбежно приводит - дуализм Декарта, при помощи объяснения всех психических и физических явлений и их взаимодействие прямым вмешательством бога. Французский спиритуалист Мальбранш довел Окказионализм до признания всякой причинной обусловленности вообще божественным актом.

Орфики

Орфики

   Орфики Последователи, возникшего в 8 веке до н.э течения в древне греческой мифологии, связанного с культом мифического поэта Орфея и бога Диониса. Учение - Орфики, мировоззрение разоряющегося крестьянства и рабов - противостояло мифологии - мировоззрению родовой аристократии. В мифологии загробная жизнь считалась продолжением земной, душа рассматривалась как некое телесное существо. Орфики же связывали загробную жизнь с блаженством, земную же со страданиями. Пребывание души в теле рассматривали как ее падение из загробного мира. Идеи Орфиков выражали протест против превращения человека в раба, в говорящее орудие. Свое освобождение раб связывал с тем, что душа покидает тело, принадлежащее господину. Орфизм оказал большое влияние на возникающую философию, особенно на древне греческий идеализм.

Автор сборки: Avatara





   
   
    Добавить в закладки