16x9






Модные девушки Знаменитости

Философские течения


Мутакаллимы

Мегарская школа

   Мутакаллимы Представители средневековой мусульманской схоластики (калам). Ранние мутазилиты (Васыл Биу-Ата, Джахиз, Муаммар биу-Аббад и другие) внесли рационалистическую струю в мусульманское богословие, отрицали множественность атрибутов бога, учение об извечности корана, отстаивали идею о свободе воли, провозглашали разум главным критерием истинности познания и норм нравственности. В основе их философии лежали атомические концепции. Поздние мутакаллимы (Аль-Ашари) использовали атомизм для доказательства мусульманских догматов, для отрицания объективных закономерностей и возможности их познания. Это идеалистическое учение критиковал Ибн-Рошд в работе "Опровержение Опровержения".

Наитивизм

   Идеалистическое учение о мистико-религиозном характере познания, согласно которому истина раскрывается не рационально-логическим путем, не дискурсивно, а якобы внезапно, без всякой связи, при помощи одного только наития. Мысли рожденной вдохновением, подсказанной человеку свыше, в виде божественного внушения. Наитивизм в чистом виде встречается редко, главным образом в теологических доктринах. По существу же этот принцип разделяет вся иррационаллистическая философия.


Гегель

Неогегельянство

   Неогегельянство Идеалистическое философское направление, возникло в Англии и США во второй половине 19 века, как реакция на естественно исторический материализм и позитивизм, для защиты религии и спекулятивной философии (Кроче, Джентиле). В России: Ильин, Голландии: Болланд. После второй мировой войны Неогегельянство распространяется во Франции во многом сливаясь экзистенциализмом (Ж. Валь, Ипполит, Кожев). Для нее характерны: Отказ от диалектики или перенесение ее только в область сознания, иррационалистическое толкование Гегеля в духе - Толкования жизни. Решение проблемы противоречия варьирует от "примирения" до отрицания возможности разрешения противоречий вообще. В социологии Неогегельянство использует реакционные стороны Гегелевской философии духа для "обоснования" империалистического государства (Бозанкет), а затем и фашистского "корпоративного государства" (Джентиле, Геринг), как средство примирения классов в обществе. В 1930 году был создан центр Неогегельянства - Международный гегелевский союз.

Неокантианство

   Неокантианство - идеалистическое направление возникшее во второй половине 19 века, в Германии, под лозунгом "Назад к Канту" (Либман, Ланге). Получило распространение так же во Франции (Ренувье, Амлен), Италии (Кантони, Токко), России (Введенский, Челпанов). Неокантианство воспроизводит и развивает идеалистические и метафизические моменты философии Канта, игнорируя ее материалистические и диалектические элементы. Полное выражение получило в 2-х немецких школах: Марбургской (Коген, Наторн, Кассирер) и Фрейбургской (Виндельбанд, Риккерт). Первая особое внимание уделила идеалистической интерпретации объективных научных понятий и философских категорий, истолковывая их как логические конструкции. В центре интересов второй - обоснование противопоставления естественных и общественных наук на основе кантовского учения о практическом и теоретическом разуме и стремление доказать невозможность научного познания социальных явлений, якобы доступных лишь нормативному и теологическому рассмотрению.

Неоплатонизм

   Неоплатонизм реакционная мистическая философия упадка Римской империи (3-6 века). Идеалистическая теория идей Платона приняла в Неоплатонизме форму учения о мистической эманации (излучении, истечении) материального мира из духовного первоначала. Материя лишь низшее звено в иерархии вселенной, эманация "Мировой души", над которой возвышается "дух", а еще выше - "Первосущность". Высшая ступень философии достигается, согласно неоплатоникам, не посредством опыта и разума, а путем мистического экстаза. Идеализм выродился в этой философии в теософию. Неоплатоновская школа первоначально возникла в Египте (Александрии). Плотин основал неоплатоновскую школу в Риме. В Сирии существовала школа Ямвлиха, в учении которого сильны были элементы пифагореизма. Последняя неоплатоновская школа была организована Проклом в Афинах и просуществовала до 529 года. Неоплатонизм первоначально враждебный христианству и содержавший многочисленные элементы восточной магии и мифологии. Тем не менее оказал огромное влияние на христианскую патристику и на развитие философии феодального общества как в христианских так и в мусульманских странах.

Автор сборки: Avatara





   
   
    Добавить в закладки