16x9






Модные девушки Знаменитости

Философские течения


Мегарики

Эвклид

   Мегарики или Мегарская школа. Философское направление существовавшее в древней Греции в 4 веке до н.э. Было основано другом и учеником Сократа - Эвклидом из Мегары. После смерти Сократа, мегарики пытались синтезировать учение Парменида о вечном и неизменном едином (бытии) с высшим понятием сократовской этики и теологии - с понятием добра. Эвклид утверждал, что существует лишь единое добро, которое, будучи неизменным и тождественным самому себе, известно так же под именами: истины, ума, бога. Единая и единственная добродетель, разновидностями которой являются другие добродетели. Множество и разнообразие вещей противостоят единому добру и поэтому представляют собой не-сущее, не реальное. Представители Мегарской школы, продолжая традиции Зенона Элейского и софистов, в качестве основного метода философствования часто использовали диалектику и эристику. Позднее Мегарики (Стелпон и другие) по своим этическим воззрениям стояли очень близко к Киникам. Ученик Стелпона Зенон стоик, преобразовал Меганскую школу вместе с Кинической - в стоическую.

Милетская школа

   Милетская школа (ионийская). Древнейшая философская школа в Греции. Впервые упоминается в 6 веке до н.э. Милет в то время был крупным местом торговли, мореплавания, культуры, что обусловило широкий горизонт и научные интересы выдающихся милетцев. К ним относятся: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Милетцы сделали первые научные открытия в области математики, географии, астрономии. Все они являлись стихийными материалистами. Единством, лежащим в основе бесконечного разнообразия явлений, они считали нечто вещественное, телесное, особенно воду, воздух и т.д Эти философы были так же стихийными диалектиками. К позднейшим, менее крупным представителям Милетской школы, принадлежали Гиппон и Диоген Апполинийский (5 век до н.э)

Миманса

   Миманса (пурва-миманса). Одна из ортодоксальных систем древне Индийской философии. Последователи Мимансы считали, что веды не являются откровением в полном смысле этого слова и что содержащиеся в них религиозные и философские положения нуждаются в логическом обосновании. В этой системе особенно большое значение придается брахманам. В основе учения Мимансы, лежит убеждение, в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния - мокша - не может быть рационально объяснено и достижимо с помощью науки и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение общественного и религиозного долга - дхармы. Заключающегося в выполнении обрядов и в подчинении всяческим ограничениям и запретам, налагаемым на индийца его кастой. С точки зрения Мимансы, следование дхарме, само по себе, вне зависимости от стремления индивида, может привести его к конечному освобождению. Миманса, так же как и Санкхья, признавала существование духовного и материального начал во вселенной. Учение Мимансы, впервые было изложено в Миманса-сутрах, приписываемых Джаймини, жившему в 3 веке. Позднейшие комментаторы усилили теологическую сторону Мимансы и развили в ней идею личного божества, что, по видимому, было связано с усилившимся влиянием пуранической мифологии (веды). Миманса является в принципе учением идеалистическим и гораздо более тесно связанным практически с религией, чем Санхья.

Монизм

   Монизм (от греческого - один). Философское учение, которое принимает за основу всего существующего, одно общее начало. Существует, как материалистический, так и идеалистический Монизм. Если первые берут за основу материю, то вторые - дух. Наиболее последовательным направлением идеалистического Монизма является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический Монизм характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален. Все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи.

Мо Ди

Мо-Цзы

   Мо-Цзы (Мо Ди). Одна из философских школ древнего Китая, которая имела многочисленных сторонников. Основателем является Мо Ди (479-381 гг до н.э). Мо-Цзы был противником Конфуцианства и считал, что предопределенной судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осуществлять принципы "всеобщей любви" (цзань-ай), в основе которых лежит "небесная воля". Он призывал людей помогать друг другу, заниматься полезным трудом, отказаться от насилия и войн, выдвигать мудрых и достойных для управления страной, независимо от занимаемого ими общественного положения. Мо Ди склонялся к мистицизму, однако в его учении содержаться и некоторые материалистические элементы. Так, он утверждал, что наши знания возникают из непосредственного изучения действительности. В дальнейшем, на базе рациональных идей Мо-Цзы, его последователи - моисты, создали наивно материалистическую теорию познания, сыгравшую большую роль в развитии философской мысли древнего Китая. Со 2 века до н.э школа Мо-Цзы перестала существовать как самостоятельное идейное течение.

Автор сборки: Avatara





   
   
    Добавить в закладки