16x9






Модные девушки Знаменитости

Философские течения


Ареопагитики

Ареопагитики

      Ареопагитики - Собрание четырех трактатов:

  1. О божественных именах
  2. О небесной иерархии
  3. О церковной иерархии
  4. Таинственное богословие

   Так же сюда входят десять писем, в течении долгого времени приписывавшиеся первому афинскому епископу (1 век н.э) Дионисию Ареопагиту. В Ариопагитике заметно сильное влияние неоплатонизма, в нем дано развитое развитое церковное учение, которого, как считают многие, не было еще в 1 веке. До середины пятого века во всей раннехристианской литературе отсутствуют ссылки на эти произведения. Подобного рода аргументы, а так же многое другое заставило ученых отнести появление этого свода к пятому веку и, считать, что авторство Дионисия Ареопагита признавалось в свое время из-за большой авторитетности этого раннего деятеля церковной истории. Некоторые ученые приписывают авторство Ареопагитики действовавшему на востоке грузинскому епископу Петру Иверу. По своему содержанию Ареопагитики представляют собой систематически продуманное средневековое христианское учение, где центр бытия есть непознаваемое божество, от которого исходят во все стороны постепенно убывающие световые эманации через ангельский мир, церковную область, вплоть до обыкновенных людей и вещей.

   Пантеистические черты в этом учении сильно давали себя знать и являлись прогрессивными в сравнении с церковной догмой. Вплоть до Возрождения, то есть в течении тысячелетия, Ареопагитики были популярнейшими произведениями религиозно-философской мысли. Так же послужили одним из идейных истоков всей средневековой философии.

Бхутавада

   Бхутавада - дословно переводится как элементализм, является одним из направлений в древнеиндийском материализме. Бхутавада возникла в начале нашей эры. По некоторым источникам является разновидностью локаяты. Согласно учению, все различия предметов по их свойствам происходят от различия в сочетаниях материальных элементов, образующих эти предметы. Сознание - результат особого сочетания материальных элементов, которое раз возникнув, способно воспроизводить себе подобные сочетания. При том, что другие сочетания ни когда не смогут привести к возникновению сознания. Как и последователи Локаяты, приверженцы Бхутавады были сенсуалистами в гносеологии и гедонистами в этике.

   Упоминание о Бхутавада встречается в Упанишадах, конкретнее, в эпическом произведении - Махабхарата.

Вайшешика

   Вайшешика - от санскритского Вишеша, что означает - особенность. Является системой древнеиндийской философии, первое упоминание которой изложено в Вайшешика сутре. Изложение было дано Канадой (3 в до н.э). Значительное развитие Вашешика получила в труде Прашастапады жившего в 4 веке н.э, Падартха-дхарма-синграха. В системе сильны материалистические тенденции, которая устанавливает семь категорий для всего существующего:

Вайшешика
  1. Субстанцию
  2. Качество
  3. Действие
  4. Общность
  5. Особенность
  6. Присущность
  7. Небытие

   Первые три категории имеют реальное существование, следующие три, есть логические категории и проявляются как продукты деятельности ума. Основную роль в познании играет категория - Особенность. Как раз в ней и отражается все многообразие Субстанций. По Вайшешике, мир состоит из субстанций , обладающих как качеством, так и действием. Само же учение указывает на девять субстанций:

  1. Земля
  2. Вода
  3. Свет
  4. Воздух
  5. Эфир
  6. Время
  7. Пространство
  8. Душа
  9. Ум

   Атомы первых четырех субстанций образуют все материальные объекты. Атомы вечны, не делимы, не видимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяжение тела. Соединением атомов в определенные порядки управляет Мировая душа. В следствии постоянного движения атомов, мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. Атомы в свою очередь разделяются по качеству на четыре вида, в зависимости от происхождения. Они же вызывают четыре вида ощущений:

  1. Осязание
  2. Вкус
  3. Зрение
  4. Обоняние

   Гносеология данного учения близка к теории познания Ньяйя и указывает на четыре рода истинного и четыре рода ложного познания. Истину дают Восприятие, Вывод, Память, а так же Интуиция.

Автор сборки: Avatara





   
   
    Добавить в закладки