Непознанное. Загадки древних цивилизаций


Туринская плащаница


   После этого перечислялись другие раны: следы бичевания хлыстом, который называли "флагрумом", ссадины на обоих плечах, полученные от переноса тяжелого шероховатого предмета незадолго до смерти, тонкий разрез на правом боку, след острого предмета, проходившего через ступни обоих ног. Если сухой протокол сравнить с описаниями Евангелия, то поражает количество совпадений, присущих таким разным источникам. И даже при допущении, что совершенное над человеком, некогда завернутым в кусок ткани ручной выделки, повторяло полностью библейскую экзекуцию, такое совпадение кажется и чудовищным, и нелепым.

   В спор включились ученые разных стран, среди которых были американцы, возглавляемые таким авторитетом, как Джон Джексон. Вот только условия сбережения реликвии и откровенное нежелание Ватикана подвергать исследованиям драгоценную плащаницу никак не позволяли поставить точку над спором о подлинности или подделке реликвии из Турина. Джексон привлек для экспертизы специалиста по термодинамике газов Эрика Джампера и знатока информатики Дона Девана. Они обратились все вместе в Гильдию Святой плащаницы, которая обладала негативами и фотографиями, сделанными в 1931 году. Они собирались с помощью этих материалов создать трехмерное изображение тела, завернутого в холст.

   Хранитель документов отец Оттербайн откликнулся на просьбу, и группа, дополненная сотрудниками лаборатории реактивного движения Доном Линном и Джином Лорром, приступила к необычному эксперименту. Используя оптические и спектральные приборы, ученые пытались выяснить: может ли речь идти о картине? Выяснилось, что изображение на плащанице не исполнено ни масляной, ни акварельной, ни какой-либо другой краской. С помощью прибора УР-8, совмещенного с микро-ЭВМ, ученые создали четкое трехмерное изображение человека, подвергнутого истязаниям и распятого. Результаты этого простого, но весьма выразительного опыта позволили американским ученым претендовать на право изучения необычной реликвии в самом Турине, во время очень редкого выноса памятника. Из Колорадо-Спрингс, из Лос-Анджелеса специалисты-исследователи перелетели в Милан, добрались до Турина, чтобы стать свидетелями выноса плащаницы на большой деревянной плите из дворца, принадлежащего Савойскому дому. Плита была осторожно опущена на специальные подставки, и монахиня монастыря Св. Иосифа сняла с плащаницы покрывало. Каждый из ученых отреагировал по-своему. Джексон заметил, что плащаница очень похожа на свое изображение на фотографиях, Джампер - что отпечатки менее отчетливы, чем он думал, Денигар отметил странный цвет пятен крови.

   Первыми исследовали реликвию итальянские ученые, за ними французы и потом американцы. Джампер старался вникать во все опыты, проводившиеся коллегами, и анализировать происходящее. Чужие достижения или промахи могли помочь ему в собственных анализах. Французские исследователи Роже и Марти Жильбер проводят спектральный анализ света, отражаемого плащаницей. Это может ответить на вопрос об отпечатке тела на ткани. В случае если отпечатки состояли из одного и того же вещества, ученые должны были получить одинаковые показатели приборов. И они были одинаковыми... Только в месте отпечатка пятки показания изменились. Здесь физик Сэм Пелликорн обнаружил среди волокон ткани частицы земли, менявшие показания приборов. Джампер тут же предположил, что это могли быть вкрапления от ног человека, ходившего босиком. Это доказывало многое, ведь фальсификатор не стал бы использовать мельчайших вкраплений. Другие исследователи, Пелликорн и фотограф Марк Эванс, определили, что отпечатки на ткани имеют светло-желтый, а не светло-коричневый цвет, как утверждалось некоторыми исследователями. Было определено, что окрашены только наружные волокна каждой нити и следы каппилярности отсутствуют, тогда как при использовании жидких красок это было бы обязательно. Зато капиллярность в местах размещения пятен крови наблюдалась отчетливо.

   После возвращения ученых в Соединенные Штаты в большом зале Коннектикут-колледжа Нью-Лондона состоялась пресс-конференция. Показ диапозитивов, рассказы рентгенологов, объяснения специалистов в области физической химии и патологоанатомов подводили к ответу на вопрос: доказано ли с научной точки зрения, что плащаница является подлинной, то есть той, в которую был завернут снятый с креста Иисус Христос? И один из ведущих специалистов, Рей Роджерс, ответил: "Можно выдвигать любые гипотезы. Можно даже утверждать, что плащаница - дело рук нечистой силы, домовых, леших, кого угодно. Но пока мы не располагаем возможностью проверить это, данное предположение не имеет никакой цены. Так вот, пока в нашем распоряжении нет никакого способа, позволяющего идентифицировать Иисуса. А значит, мы не можем выдвигать гипотезы или проводить эксперименты для того, чтобы ответить на этот вопрос".

   После такого определенного ответа противники плащаницы задали вопрос: "Обнаружены ли элементы, говорящие о подделке плащаницы?" И ответ на него был также отрицательный. И действительно, исследование не содержало ни одного факта, который бы противоречил библейской легенде, но отсутствовали также какие-либо факты о человеке, который растерзанный и распятый, лежал на предъявленном куске ткани. Никто из ученых не смог сказать, каким образом на ткань было нанесено изображение погибшего человека.

   В 1988 году, после долгих колебаний, Ватикан дал согласие на исследование Туринской плащаницы с помощью современных научных средств и радиоуглеродного анализа, с тем, чтобы подтвердить ее "подлинный возраст". Эти работы проводили представители трех независимых лабораторий: женевского Центра научной информации и документации (профессора В. Волфи и Г. Бонани), Оксфордского университета (Р. Хеджерс и Е. Холл) и Аризонского университета (П. Дамон и Д. Донахью). В присутствии трех ученых и кардинала Турина с левой стороны полотна был вырезан небольшой кусочек ткани, разделен на три части и упакован в специальные контейнеры. Для сравнения результатов углеродного анализа каждая группа получила по одинаковому образцу ткани, точно датированному I веком н. э. Ученые отмечают, что сегодняшняя методика позволяет определить возраст образцов с точностью от 50 до 100 лет, а это значит, что при совпадении результатов всех трех лабораторных анализов в цепочке дат, связанных с "жизнью" плащаницы, появится самая древняя.

   Доктор Холл и координатор проекта директор Британского музея Майкл Тайт сообщили, что "туринская плащаница" изготовлена на тысячелетие позже указанной в Евангелии даты смерти Христа. Следовательно, тело человека, завернутого в ткань, не может быть телом Иисуса Христа. Если, конечно, это - не уникальная картина, написанная неизвестными по своему составу красками.
Так полностью и не разгадана история происхождения плащаницы, а нас ждет уже новая загадка -

   2