16x9





Непознанное. Тайны цивилизаций


Библия и Эбла

Древняя карта

   Другим спорным моментом является написание Il и Ya в таких именах, как Михаил — Михайя и Ишраил — Ишрайя. Профессор Петтинато предполагает, что клинописный знак, читаемый как -ia на конце этих и других имен, представлял собой Божественное имя Ya, подобно тому, как знак -il, обозначал божество Ил или Эл. Он считает, что Ya представляет собой сокращенную форму от Яхве, личного имени еврейского Бога Библии. Таким образом, высказывается предположение, что эблаитские архивы дают новые, и к тому же самые ранние, свидетельства относительно происхождения имени еврейского Бога. Если это так, то важность этого свидетельства трудно переоценить. Против этого были выдвинуты два серьезных возражения:

  1. Элемент -ya представляет собой всего лишь сокращенную форму, использовавшуюся в уменьшительно-ласкательной функции, а затем ставшую обычным словоупотреблением. Имя Mika-il, приобретшее форму Mika-ya, не имеет ничего общего с именем Бога Яхве. Имя Михаил/Микки представляет собой точную семантическую параллель с эблаитским именем Mika-il(Mika-ya).
  2. Второе возражение приводит известный специалист по клинописи, преподаватель Чикагского института востоковедения профессор Гелб. Он предполагает, что клинописный знак -ia, истолкованный как "Ya", можно прочесть и как -ni, что означает "мне, мой, нас, наш". В этом случае имя Микайя следует читать как Микани, что переводится "Кто подобен мне (нам)". Установившегося мнения в отношении элемента "Ya" в эблаитских архивах пока еще нет.

   Пока не известно, какие выводы будут сделаны в свете сообщения о существовании в Эбле двух типов пророков, именовавшихся mahhu и nabiutum. В первом случае речь идет о проживавшем в Мари "экстатике", человеке, впадавшем в транс, который был связан с сирийско-вавилонской магией и гаданиями; о втором же типе говорится, что это естественная аналогия ветхозаветному образу пророка. До сих пор, стремясь объяснить феномен пророческого дара, описываемого Библией, ученые искали его предпосылки в Мари, однако в будущем их внимание привлечет и Эбла. Пока же можно говорить только о том, что еврейское слово habhi ("пророк") имеет лингвистическую связь с древней Эблой. Формально это слово известно нам только из еврейского, и пока еврейский пророк остается уникальной фигурой в древнем мире по своему призванию и задачам.

   Город Эбла, расположенный далеко на западе от реки Евфрат в северной Сирии, в своей экономической и торговой деятельности был ориентирован на запад и юг. В эблаитских текстах содержится впечатляющий список названий городов. Здесь, как и во всех других случаях, взаимоотношения между миром Эблы и библейским миром столь же неясны, сколь и интригующи. К огромному удивлению, документы середины третьего тысячелетия содержат названия городов, известных нам из Библии (таких как, Ур, Иерусалим, Мегиддо, Асор, Библ, Сидон, Газа, Азот, Акко, Лахис, Иоппия и Дор); все это выглядит поистине фантастично и, в соединении с другими неожиданными находками, превосходит все, о чем только может мечтать археолог. Поначалу потрясающее впечатление произвело сообщение, согласно которому в одной найденной дощечке пять "городов долины", упоминаемых в Библии (Быт. 14:2, 8), а именно: Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Бела (или Сигор) упоминаются в точно такой же последовательности. Однако потом обозначились расхождения в вариантах перевода.

   Скорее всего эти расхождения были результатом политической игры. Сирийское правительство, питавшее глубокую ненависть к израильтянам, было "возмущено доминирующим акцентом на Западе о предполагаемом Библейском значении найденных табличек". (см. Библейское Археологическое Обозрение, Май/Июнь 1980 г., стр.48). Тогда из-за этих табличек поднялся довольно большой скандал, в котором сирийцы протестовали против связи библейских патриархов с сирийской историей. Это закончилось отставкой Петтинато и письмом его отречения относительно многих переводов. Назначенный позже директор итальянской миссии, производящей земляные работы в Эбле, выпустил заявление, которое показывает почему Петтинато был вынужден отречься: "Эти утверждения (связь табличек Эблы с Библией) были распространены американскими сионистскими центрами, которые разрабатываются для гнусных целей, нацеленных на доказательство экспансионизма и колониальных представлений лидеров сионизма". (Там же, стр.49). Когда Петтинато сделал своё отречение, он всё ещё настаивал, что названия двух городов - Содома и Гоморры, были правильны.

   И в его первоначальной публикации, он пишет, что имя царя одного из городов было упомянуто как "Бирша". Это имя в точности совпадает с текстом Библии: «Пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор» (Быт. 14:2). Библейские Писания показывают, что Содом и Гоморра были разрушены только спустя двадцать четыре года после того, как Авраам оставил Харран, который располагался на расстоянии ста пятидесяти миль от древней Эблы. Значит, свидетельство об уничтожении Содома, Гоморры и "всей равнины" не было сказкой. Это было реальное историческое событие, которое произошло в действительности и Библия представила нам это свидетельство: «Города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам» (2 Пет. 2:6). «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуд. 1:7).

   Неоспоримыми доказательствами являются и упомянутые в текстах Эблы названия и некоторых городов, которые отражают имена родственников Авраама: Phaliga = Peleg (Фалек), Til-Turakhi = Terah (Фарра), Nakhur = Nahor (Нахор), Haran = Haran (Аран). Но кроме этого они упоминают ещё и "Ур в области Харран", который был местом первоначального жительства Авраама, который впоследствии он оставил. Большое внимание привлекла интригующая ссылка на "Ур в Харране", поскольку возник вопрос, находился ли родной город Авраама на территории Харрана или же он был расположен в южной Месопотамии, то есть более чем на полторы тысячи километров к югу от Харрана. Профессор Сайрес Гордон нашел подтверждения своей прежней точки зрения, согласно которой "Ур Халдейский" (Быт. 11:31) — это не шумерский Ур, расположенный на юге Месопотамии, и родину Авраама надо искать где-то в регионе Урфы—Харрана.    Однако на основании филологического анализа было показано, что Урфа (современная Эдесса), расположенная в двадцати милях северо-западнее Харрана, Уром не является. Более того, такое отождествление предполагало бы, что Авраам должен был бы вернуться на восток, прежде чем отправиться на запад, по направлению к Ханаану. Итак, если Ур нельзя отождествить с Урфой, если речь идет о каком-то другом "Уре в Харране", т. е. Уре, расположенном на территории Харрана, то тогда это должно быть другое место, отличное от Урфы. Такое предположение подразумевает, что Авраам двинулся из Ура, расположенного на территории Харрана, к городу Харрану. Если это так, то в таком случае информация, полученная нами из Книги Бытие (Быт. 24:7), где говорится, что Яхве взял Авраама "из земли (его) рождения", чтобы направить к Харрану, теряет смысл, поскольку Харран остается в той же самой "земле рождения". Короче говоря, на основании имеющихся данных "Ур Халдейский" нельзя сразу же отождествить с "Уром в Харране".

   Вернемся к пяти городам Содому, Гоморре, Адме, Севоиму и Беле (или Сигору), которые пострадали во время войны с союзом четырех пришлых царей, побежденных затем Авраамом (14-я глава Книги Бытие). Известный ученый, профессор Мичиганского университета Д. Н. Фридман, использовав эту информацию о существовании пяти городов, показал, что "удивительное совпадение числа, последовательности и наименований Городов Долины, существующее между эблаитской табличкой и библейской записью, свидетельствует о том, что 14-ю главу Книги Бытие надо осмыслять в контексте третьего тысячелетия, а не второго и тем более не первого, как считалось ранее". Для Фридмана это означает, что "библейское повествование, представленное в 14-й главе, берет начало в том же третьем тысячелетии до н. э.". Далее, на основании параллелей между именами Эбрума и Евера, он смело заявляет, что Эбрум был предком Авраама и что время последнего надо датировать приблизительно 2500 гг. до н. э. Это согласуется с упоминанием Авраама в 14-й главе Книги Бытие. Отсюда делается вывод, что, "по-видимому, Авраам и его род появились в период первой великой цивилизации, в эпоху Ранней Бронзы, а точнее, в третьем тысячелетии (ок. 2800 — 2400 гг. до н. э. ), когда большие города Ближнего Востока процветали и имели широкую сеть торговых и культурных связей, в частности, со строителями пирамид в Египте, с представителями шумерских династий Месопотамии, города которой были стары, как само время, и с правителями городов-государств, расположенных между или вокруг этих главных центров богатства и силы. Это был первый пример интернационального содружества во всей известной нам истории".

   Такое воссоздание исторической картины является частью бурной полемики, уже разразившейся в ученом мире, резко разделившемся на два лагеря: одни усматривают в потрясающих находках, сделанных в Эбле, предпосылки и начало истории еврейского народа, другие решительно заявляют, что между эблаитскими находками, Библией и евреями не существует никакой связи. Теперь вернемся к предполагаемой связи между библейским Авраамом и Эблой. Опасность проведения ложной параллели угрожающа. В 1929 г. открыли знаменитый город Угарит, а вскоре после этого нам пришлось пережить так называемый панугаритский феномен, пришедший на смену панвавилонской ориентации, имевшей место несколькими десятилетиями ранее. В панугаритизме прослеживалась тенденция истолковать еврейский язык, религию и культуру в контексте культуры Угарита. В середине семидесятых годов известный исследователь угаритских текстов и культуры Ж. де Мур призывал быть весьма осторожным в использовании угаритского языка для толкования текста еврейской Библии. "К сожалению, — говорил он, — число поверхностных сравнительных исследований в этой области очень велико, и существует печальная тенденция переоценивать культурную зависимость израильтян от хананеев". Это предостережение вполне уместно и тогда, когда речь заходит о материалах, найденных в Эбле.

   Поясним на примере. Во-первых, согласно Библии, эпоха патриархов начинается на заре второго тысячелетия до н. э. или, самое раннее, в ХХI веке до н. э. Эбланские таблички были написаны примерно на четыреста с лишним лет раньше, и, следовательно, надо соблюдать большую осторожность в том, что касается передатировки времени ранних патриархов. Датируя время Авраама первым тысячелетием до н. э.140 или же серединой третьего тысячелетия, мы в равной мере вступаем в конфликт с библейскими данными на этот счет. Во-вторых, нет и малейшего намека на то, что Эбриум — это библейский Евер и, следовательно, предок Авраама. Эвриум и Евер просто носили общее имя, если еще современное прочтение первого имени посчитать правильным.

   В-третьих, утверждение, что в табличке номер 1860 содержится перечень пяти Городов Долины, теперь отрицается. Первые два наименования, то есть, Содом и Гоморра, обозначены там совершенно определенно, однако благодаря более совершенному прочтению знаков Дж. Петтинато уже не склонен отстаивать наличие в тексте наименований двух других городов. В любом случае третий и четвертый города из перечня, представленного в 14-й главе Книги Бытие (то есть Адма и Севоим), не упоминаются в этой дощечке. Таким образом, рвется самое сильное звено в предполагаемой связи между Эблой и Авраамом.

   В-четвертых, предполагаемая связь между Эблой, 14-й главой Книги Бытие и Авраамом может состоять не более, чем просто в первом известном нам упоминании некоторых городов, перечисленных в этой главе, а также в самом раннем известном нам упоминании имени Авраама. В настоящее время не существует никаких свидетельств, устанавливающих родство библейского Авраама с Авраамом, жившим несколькими веками ранее в этом городе: просто им обоим случилось носить одно и то же имя. Одним словом, на основании прежнего опыта можно предположить, что ещё пройдут десятилетия, прежде чем неясность в отношении взаимосвязи между миром Библии и миром древней Эблы будет снята хоть с какой-либо степенью достоверности. Да, не хотят раскрывать все тайны, не хотят, тогда перейдем к Аксумским монолитам, тоже представляющим интерес для любителей всего непознанного.

   2




   
   
    Добавить в закладки