Ведь эти ты, о Агни, был первым Вдохновителем этой молитвы (и) хотаром, о чудесный. Это ты, о бык, сделал неодолимой (свою) Силу, чтоб можно было осилить любую силу.
И вот ты уселся, как хотар, жертвующий лучше (всякого другого), На месте жертвенной услады, освежаясь как достойный призывов. За тобою за первым последовали преданные богам Мужи, сосредоточенные на богатстве (, чтобы его было) много,
За (тобою,) движущимся словно с войском, в сопровождении огромных богатств, Последовали они, бдительные в отношении богатства (, которое)) в тебе, За сверкающим Агни, приятным на вид, высоким, Покрытым пленкой (жира?), все дни сияющим.
Идя с поклонением по следу бога, Ищущие славы достигли нерушимой славы. Они приобрели даже жертвенные имена. Они наслаждались твоим благосклонным видом.
Тебя усиливают народы на земле, Тебя - двоякие богатства людей. Ты замечательный спаситель, о пересекающий (препятствия)! Ведь всегда ты был отцом и матерью для людей.
Он должен быть в чести, этот Агни, любимый племенами. Веселый хотар уселся, жертвующий лучше (всякого другого). Тебе, такому пылающему в доме, мы Хотим служить, преклонив колени, поклонением.
К тебе такому, о Агни, благочестивые, снова Обращаемся, ища благожелательности, преданные богам. Ты вел племена, пылая, о Агни, Через высокое светлое пространство неба.
(Мы обращаемся) к поэту, к господину (всех) сменявших друг друга племен, К изливающему (дары), быку народов, Желающему продвижения вперед, освежающемуся (жертвой), очищающему, К Агни, повелевающему богатствами, к достойному жертв!
Тот смертный, о Агни, принес жертву (и) потрудился (на обряде), Кто преуспел в устройстве твоего жертвенного дара с помощью дров (для костра). Кто знает основательно жертвенное возлияние с поклонениями, Тот, поддержанный тобой, получает все желанные вещи.
И тебя, такого великого, мы хотим величественно почитать Поклонениями, о Агни, дровами (для костра), а также жертвами На алтаре, о сын силы, песнями, гимнами! Пусть займем мы подобающее место в твоей милости, приносящей счастье!
Кто пронизал два мира (своим) светом И славой как достойный славы спаситель, Свети нам, о Агни, далеко своими высокими Наградами, прочными, богатыми!
Наделяй нас, о Васу, всегда (богатством,) состоящим из мужей, Обильным скотом для детей (и) потомков, Многими мощными жертвенными усладами, отталкивающими прочь грехи! Да будут у нас звучания славы, приносящие счастье!
О Агни, в (моей) любви к тебе пусть достигну я Многих благ многими способами, благодаря твоей благостности, о царь! Ведь многие блага заключены в тебе, О Агни, обладающий многими желанными вещами, в тебе, царе, для почитающего (тебя)!
К Агни
Ведь ты, о Агни, обладаешь достоинством, Свойственным вождю, словно Митра. Ты, о распространившийся среди народов, делаешь так, что слава Процветает, как (вызывают) процветание (богатства), о Васу.
Ведь это тебя народы Призывают жертвами и песнями. К тебе несется конь, завоевывающий награды, надежный, Пересекающий пространство, принадлежащий всем народам.
Единодушно мужи неба Зажигают тебя, как знамя жертвы, Когда этот род человеческий, Ищущий (твоей) милости, совершает жертвенное возлияние при обряде.
Смертный, который удачно трудится с помощью молитвы Для тебя, обладающего прекрасными дарами, Благодаря поддержке высокого неба Он пересекает проявления враждебности, словно узкое место.
Смертный, который с помощью дров (для костра) Успешно приносит тебе возлияние и раздувает (тебя), Он добивается процветания (своего) дома, о Агни, Так что тот ветвится и живет сто лет.
Вздымается твой грозный дым, Светло распространяясь, когда он на небе: Ведь словно солнце сиянием, Светишь ты (своим) обликом, о очищающий!
Ты ведь тут среди племен наш Гость дорогой, достойный призывов, Радостный, как старец в крепости, Как сын, которого надо (еще) защищать.
Тебя ведь с осмотрительностью мажут в деревянном (сосуде), О Агни, как (поощряют) скакуна, способного добыть награду. (Твой) обычай - местопребывание, движущееся кругами. (Ты продвигаешься,) словно петляющий скакун-жеребенок.
Ты (сотрясаешь) даже те (вещи, что) несотрясаемы, О Агни, словно скот на пастбище, Когда твои силы рубят Деревья, о нестареющий, способный действовать (бог).
Ведь ты исполняешь (обязанности) людей, занятых в обряде, О Агни, (действуя) как хотар племен в доме. Создай удачу, о господин племен! Наслаждайся жертвой, о Ангирас!
Пригласи к нам богов, о бог, великий как Митра, О Агни (ниспошли нам) милость двух миров! Отправляйся к мужам неба за благополучием (и) прекрасным поселением! Да пересечем мы проявления враждебности, беды, трудности! Да пересечем мы их! Да пересечем с твоей помощью!
К Агни
О Агни,, будет жить в мире, храня закон, рожденный в законе, (И) достигнет твоего широкого света, преданный богам, Тот смертный, кого ты (как) Варуна, единодушный с Митрой, О бог, хранишь от беды, вызванной отречением.
Он пожертвовал жертвы, потрудился трудами (праведными), Почтил Агни, умножающего избранные дары. В таком случае этого смертного никогда не настигнет Ни недовольство видных (людей), ни нужда, ни безумие.
Чей вид лишен пятен, как у солнца, (И) страшен, когда у тебя, пылающего, ревущего, замысел Устремляется к добыче - (тот) ночью не таков: Веселый, где бы ни было (его) жилье, он рожден в дереве.
Остер его ход, велик меняющийся облик. Он хватает пастью, словно взнуздываемый конь. Высовывая язык, словно (сверкающий) топор, Он плавит (всё), как плавильщик, сжигая древесину.
Он вкладывает стрелы, словно стрелок, собирающийся стрелять; Он оттачивает пламя, словно клинок из железа. Кто ночью - посланник (?) с замечательным порывом, (Тот,) словно птица, сидящая на дереве, с крыльями, (способными) к быстрому полету.
Словно певец, он одевается в зори. Он громко кричит (своим) пламенем, великий, как Митра, Кто ночью, кто днем, алый, (охраняет) мужей, Бессмертный, кто днем, алый, (охраняет) мужей.
Чей (голос) громко ревет, когда он почитает (богов), словно (голос) неба, (Тот) бык громко ревет в дереве, в растениях. Кто двигаясь, словно (собственным) жаром, в порыве, в полете, (Наполняет) добром оба мира, для которых он добрый хозяин дома...
(Тот,) кто (усиливается) жертвенными кушаньями или связанными (с ним) песнями, Словно молния, сверкает своими вспышками. Или кто вытесал стаю Марутов, Словно Рибху, засверкал, опасный, готовый схватить.
К Агни
Как ты, о хотар, на службе богам у человека Должен жертвовать жертвы, о сын силы, Тем же способом для нас сегодня тем же Богам, желающий, о Агни, желающим, принеси жертву!
Этот наш озаряющий (бог), словно (Сурья,) смотрящий на заре, Агни, достойный, чтоб его знали, пусть радуется хвале, (Тот,) кто бессмертный среди смертных, дающий (нам) полный срок жизни, Стал пробуждающимся на заре гостем, знаток (всех) существ!
(Тот,) чьей грозной силой (все) восхищаются, Рядится в лучи света, словно небеса, ясный, как солнце. Кто прогоняет (врагов), нестареющий, очищающий, (Тот) разбил прежние (твердыни) даже самого Ашны.
Ведь ты, о сын, речист, сидя за (жертвенной) пищей. С рождения сделал себе Агни пищу (своим) путем. Ты, о наделяющий питательной силой, надели нас питательной силой! Словно царь, победил ты и мирно живешь в безопасности от волков.
Кто, заостряя (свое пламя), сжирает дикую пищу, Словно ветер, проходит он властелином сквозь ночи. Да преодолеем мы (препятствия, как ты,) который (отражает) происки угрожащих тебе (демонов), Как скакун, обходящий падающих в ловушки (коней)!
Словно солнце с сверкающими лучами, О Агни, светом ты заполнил оба мира. Яркий, он ведет за пределы мрака, обмазанный (жиром), В полете на (своем) пламени, летя, как сын Ушиджа.
Ведь это тебя, самого радостного, мы выбрали (Нашими) пламенными песнями: услышь нашу великую (речь), о Агни! Тебя, подобного Индре по силе и божественности, (Подобного) Ваю, лучшие мужи наполняют избранным даром.
Ну, Агни, иди благополучно по путям, Где нет волков, к богатствам! Переправь нас через узость! Дай эти (сокровища) покровителям, певцу - (твою) милость! Пусть мы ликуем, живя сто зим, имея прекрасных мужей!
К Агни
Я зову для вас сына силы, юного, Чья речь без обмана, молитвами - самого юного, Который посылает сокровища, (он,) прозорливец, Все желанные вещи, (он,) обладатель многих желанных вещей, безобманный.
В тебя, о многоликий хотар, достойные жертв (боги) Вечером (и) утром (всегда) погружали блага, В очищающего (бога), в котором они сосредоточили приносящие счастье дары, Как земля (заключила в себе) все существа.
От века ты сидишь среди этих племен. Благодаря силе духа ты стал колесничим избранных даров. Отсюда ты посылаешь (своему) почитателю, о внимательный, Блага по порядку, о Джатаведас.
Кто, находясь далеко, нас донимает, о Агни, Кто, близкий, завидует, о великий, как Митра, Того твоими собственными нестареющими, мужественными (языками пламени) Сожги, о жгущий лучше всех, жаром как повелитель жара!
Кто тебя жертвой, дровами, кто гимнами, Песнями почтит, о сын силы, Тот прозорливый (человек) среди смертных, о бессмертный, Ярко сияет богатством, великолепием, славой.
Быстро сделай это, поощренный, о Агни: Сильный, силой прогони соперников! Когда восхваляют тебя (целыми) днями, умащённый речами, Наслаждайся этой (речью) певца, услышь произведение!
Пусть достигнем мы с твоей помощью этого желания, о Агни! Пусть достигнем мы богатства из прекрасных мужей, о обладатель богатства! Пусть достигнем мы награды, стремясь к награде! Пусть достигнем мы твоего блеска нестареющего, о нестареющий!
К Агни
К сыну силы под(ходит жрец) с новой Жертвой, ища (благополучного) исхода (и) помощи. Он идет к небесному хотару с приглашением, К срубающему деревья, пролагающему черный путь, к сверкающему.
Он - светящийся гром, пребывающий в светлом пространстве, С нестареющими шумящими (языками пламени), самый юный. Кто очищающий, лучший из многих, (этот) Агни Следует (своим путем), пожирая многие широкие (равнины).
Гонимые ветром, о Агни, во все стороны Расходятся твои светлые лучи, о светлый. Мощно разрушающие, (словно) небесные Навагва, Они торжествуют над деревьями, дерзко ломая (их).
Твои сверкающие светлые кони, о светящийся, Которые стригут землю, когда отвязаны. Вот твой водоворот ярко сверкает далеко, Выстраивая ряды на спине пестрой (земли).
Вот мощно пролетает вперед язык быка, Словно выпущенный (из пращи) камень того, кто сражается за коров. Пыл Агни, словно выстрел героя; Тот, кого трудно удержать, страшный, он размельчает дрова.
(Своим) лучом великого погонщика (коней) Ты дерзко протянул земные просторы. (Своими) силами отбрось прочь опасности! Спали соперников, усердный - усердствующих!
Ты, о яркий, (дай) нам яркое заметное (богатство), О обладатель яркой власти, самое яркое, наделяющее жизненной силой! Сверкающее богатство изобильное многими мужьями, высокое, О сверкающий, дай певцу (своими) сверкающими (языками пламени)!
К Агни-Вайшванаре
Главу неба, повелителя земли, Агни-Вайшванару, рожденного в законе, Поэта, самодержца, гостя у людей, Породили боги, чтобы устами он пил (возлияния).
Пуп жертвоприношений, седалище богатств, Ликуя, приветствовали они как великий водопой. Вайшванару, колесничего обрядов, Знамя жертвы, породили боги.
От тебя рождается вдохновенный (поэт), завоевывающий награды, о Агни, От тебя - мужи, преодолевающие враждебные замыслы. О Вайшванара, надели ты нас Благами, которым можно позавидовать, о царь!
Тебя, о бессмертный, когда ты рождаешься, все Боги, ликуя, приветствуют, как (коровы) теленка. Благодаря твоим силам духа они пришли к бессмертию, О Вайшванара, когда ты засверкал (в лоне) родителей.
О Вайшванара, на те твои великие Заветы, о Агни, никто не покушался, Что рождаясь в лоне родителей, Ты нашел знак, чтобы отмечать дни вехами.
Взглядом Вайшванары измерены Вершины неба, знаком бессмертного. Это на его голове (покоятся) все существа. Словно ветви, выросли семь потоков (огня).
Вайшванара, который измерил просторы (земли), Обладая прекрасной силой духа, из(мери0л) светлые пространства неба, поэт, Который распространился вокруг всех существ, Пастырь, не знающий обмана, защитник бессмертия.
К Агни-Вайшванаре
Я хочу сейчас провозгласить силу крепкого Рыжего быка (и) жертвенные раздачи Джатаведаса. Для Вайшванары самая новая светлая молитва Очищается, словно сома, молитва, приятная для Агни.
Рождаясь на высшем небе, этот Агни, хранитель заветов, защитил заветы. Обладая прекрасной силой духа, он измерил воздушное пространство, Вайшванара своим величием коснулся небосвода.
Он укрепил врозь два мира, (подобный) Митре, удивительный. С помощью света он сделал мрак заключенным внутри. Два мира он развернул, как две шкуры. Вайшванара взял себе всю мужскую силу.
В лоне вод его схватили буйволы. Племена прислуживали царю, достойному гимна. Вестник принес Агни от Вивасвата: Матаришван Вайшванару издалека.
В каждом поколении даруй певцам богатство, О Агни, исходящее из жертвенных раздач, блистательное, самое новое! Словно ободом, о царь, злоречивца, о нестареющий, Сокруши до основания, как дерево - острием (топора)!
Сохрани, о Агни, у наших щедрых покровителей Несгибаемую власть, непреходящее обилие прекрасный мужей! Да завоюем мы сотенную, тысячную Награду, о Агни-Вайшванара, с твоими поддержками!
Своими защитниками, не терпящими обмана, о желанный, Охраняй наших покровителей, о живущий в трех местах! И защищай толпу наших дарителей, о Агни, И продлевай (срок жизни), о Вайшванара, когда тебя восхваляют!
К Агни-Вайшванаре
Черный день и светлый день - Вращаются два пространства по (своему) разумению. Агни-Вайшванара, рождаясь, Как царь, преодолел светом мрак.
Не пойму я ни основу, ни утoк, Ни какую (ткань) ткут они, вступая в состязание. Чей же сын смог бы произносить Речи выше оказавшегося внизу отца.
Только он и основу понимает, и утoк, Он может правильно произносить речи - (Он,) хранитель бессмертия, который понимает это, Передвигаясь внизу, (но) видя выше другого.
Вот первый хотар - взгляните на него! Это свет бессмертный среди смертных. Это он родился, прочно уселся, Бессмертный, растущий телом.
Прочный свет установлен, чтобы (его) видели, Мысль - быстрейшее из того, что летает. Все боги, единодушные, с единой волей, С разных сторон правильно сходятся на одном представлении.
Взлетают мои уши, вз(летает) взгляд, Вз(летает) этот свет, что заложен в сердце. Воспаряет моя мысль, проникающая далеко. Что же скажу я? Что же придумаю.
Все боги поклонились тебе в страхе, О Агни, когда ты пребывал во тьме. Вайшванара да будет милостив к нам на милость! Бессмертный да будет милостив к нам на милость!
К Агни
Веселого небесного восхваляемого прекрасными гимнами Агни поставьте впереди себя, во время обряда, когда происходит жертвоприношение, Впереди вместе с восхваляемыми: ведь он наш осветитель! Пусть устроит Джатаведас прекрасные обряды!
(Услышь) вот эту (хвалу), о блистающий многоликий хотар, О Агни, зажигаемый огнями человека, Хвалу, которую (я пою) ему, как Мамата, (эту) мощную песнь! Мысли (мои) очищаются, словно прозрачный жир.
Тот среди смертных стал набухшим от славы, Кто, вдохновенный, почтил Агни гимнами. Ему яркопламенный (своими) яркими поддержками Помогает в захвате загона, полного коров,
(Агни,) который, едва родившись, заполнил два широких (пространства), (Своим) сиянием, видным далеко, (бог,) пролагающий черный путь. Затем даже сквозь густой мрак ночи Он стал виден благодаря (своему) пламени, (он,) очищающий.
Принеси же (своими) поддержками, богатыми многими наградами, О Агни, яркое богатство нам и (нашим) щедрым покровителям, Которые благодаря щедрости и славе превосходят других Людей, а также благодаря обилию прекрасных мужей!
Эту жертву прими благосклонно, о расположенный Агни, (Жертву,) которую возливает тебе, сидя, жертвователь. Ты получил прекрасный гимн у людей из рода Бхарадваджа. Помоги в захвате добычи, наполняющей колесницу!
Прогони прочь проявления враждебности! Усиль возлияние! Да будем мы радоваться, живя сто зим, богатые прекрасными мужами!
К Агни
Жертвуй, о хотар, приглашенный (нами) как жертвующий лучше (всякого другого), О Агни, упорно, словно по настоянию Марутов! Да повернешь ты Митру-Варуну, Насатьев, Небо и Землю к нашему жертвоприношению!
Ты наш хотар, самый веселый, лишенный обмана, (Пребывающий) среди жертвенных раздач, бог среди смертных. (Ты своим) очищающим языком, (своим) ртом (действующий) как возница (жертв), о Агни, Принеси в жертву свое собственное тело!
Ведь даже сама обогащающая Дхишана хочет в тебя Принести жертву роду богов для певца, Когда самый вдохновенный из Ангирасов поэт Исполняет сладкую песнь в поисках (богов), (он) прославитель.
Он вспыхнул, ярко сверкая, (бог,) прекрасный (и) со спины. О Агни, принеси жертву двум широким половинам вселенной, (Ты,) кого, словно Аю, с поклонением умащают Дающие жертвы, обладателя прекрасных жертвенных услад - пять народов.
Когда с поклонением переворачивается жертвенная солома у Агни, (Ему) подносится жертвенная ложка с жиром (и) гимн. Его сиденье покоится на седалище земли. Жертва опирается (о него), словно взгляд о солнце.
Будь благосклонен к нам, о многоликий хотар, Вместе с богами, о Агни, когда (тебя) зажигают (другими) огнями! О сын силы, рядясь в богатства, Пусть выскользнем мы из беды, как из окружения!
К Агни
Пусть посреди дома хотар, царь жертвенной соломы, Агни, (повелитель) стрекала, принесет жертву двум мирам! Вот этот сын силы, соблюдающий закон, Далеко, словно солнце, протянулся со (своим) пламенем.
Ты, прекрасный (и) со спины, о достойный жертв, В кого, о царь. Небо должно приносить жертвы как бы со всей полнотой, (Ты,) имеющий три жилья, (ты -) порыв, как у пересекающего (пространство) Пусть принесешь ты жертвы - дары людские!
Чье пламя (?) самое резкое, (кто) царит в лесу, (Тот) засверкал, словно стрекало (солнца), вырастающее в пути. Он сам бросается в глаза, как бегун, не знающий обмана, Бессмертный, неудержимый среди растений.
Нашими могучими песнями, как (конь,) чтобы он мчался (на состязаниях), Этот Агни-Джатаведас прославляется в доме. Пожиратель дерева, завоевывающий благодаря силе духа, словно скакун, Как отец Ушас был пробужден с помощью жертв.
А потом удивляются его вспышкам, Когда он следует по земле, обрабатывая (деревья,) как угодно, (Он,) который, едва отпущен, бежит быстрее (всякого другого). Словно виноватый вор, устремился он через пустыню.
Такой как ты (есть), о скакун, (храни) ты нас от хулы, Когда зажигают (тебя), о Агни, всеми огнями! Ты направляешься к богатствам, ты минуешь несчастья. Пусть мы ликуем, живя сто зим, имея прекрасных мужей!
К Агни
От тебя, о милостивый, все милости Исходят, о Агни, словно ветви от дерева: Желание услышать просьбу, богатство, награда при победе над врагами, Дождь с неба, течение вод - (ты) достоин призывов.
Ты для нас Бхага: ведь ты посылаешь сокровище. Словно странствующее кругом (солнце), ты правишь, о (бог) с чудесным блеском, О Агни, словно Митра, высоким законом. Ты раздатчик обильного добра, о бог.
Этот благой повелитель силой убивает Вритру. О Агни, вдохновенный (поэт) распределяет добычу Пани, (Тот,) кого ты, о прозорливец, рожденный законом, Побуждаешь, единодушный с отпрыском вод.
(Тот) смертный, о сын силы, который сумел с помощью песен, Гимнов, жертв, со знанием тебя зажечь, Он получает, о бог, все желанное имущество, О Агни, он владеет богатствами.
Ими, приносящими прекрасную славу, прекрасных героев, Надели мужей, о Агни, сын силы, чтобы они процветали, Если ты (своей) силой создаешь большую жизненную стойкость У скота против волка, голодного врага!
(Будь) нам деятельным защитником, о сын силы! О Агни, дай нам детей и внуков, завоевывающих награду! Пусть достигну я с помощью всех песен полноты (даров)! Пусть мы ликуем, живя сто зим, имея прекрасных мужей!
К Агни
(Тот) смертный, который наслаждается у Агни Даром поэтического озарения благодаря (своим) произведениям, Тот первым сразу же сгрызет (своих противников на состязании). Пусть выберет он себе в помощь жертвенную усладу!
Ведь это Агни-прозорливец, Агни-риши, лучше всех устраивающий (обряд). Агни как хотара призывают На жертвоприношениях племена Мануса.
Ведь с разных сторон, о Агни, ради (твоей) помощи Состязаются богатства чужого (И племена) Аю, побеждающие дасью, Стремящиеся одолеть лишенного обетов (дасью) с помощью обетов.
Агни дает героя, завоевывающего вoды, Отражающего атаки, истинного господина, Перед силой которого трясутся От страха при виде (него) враги.
Ведь Агни (своим) знанием, бог - Смертного избавляет от хулы, Владыка, чье богатство неустранимо, В состязаниях за награду неустранимо.
Пригласи к нам богов, о бог, великий как Митра, О Агни, (ниспошли нам) милость двух миров! Отправляйся к мужам неба за благополучием (и) прекрасным поселением! Да пересечем мы проявления враждебности, беды, трудности! Да пересечем мы их! Да пересечем с твоей помощью!